» » Старость не радость: что такое «старение масла»?


Старость не радость: что такое «старение масла»?

automan | 0 комментариев | 151 просмотров
01
01
2020
0 голосов
Каким бы качественным и дорогим ни было ваше масло, рано или поздно в процессе эксплуатации оно потеряет свои свойства. Но в чем конкретно это выражается? Мало кто из водителей способен ответить на этот вопрос. Какие процессы происходят в моторном масле в ходе эксплуатации? Что принято называть старением масла? Влияет ли эксплуатация в холодное время года на скорость старения масла? Наконец, можно ли визуально оценить пригодность моторного масла к дальнейшей эксплуатации? На эти и другие вопросы сегодня нам отвечают специалисты ведущих новосибирских компаний-продавцов моторного масла.

Какие процессы происходят в моторном масле? 


Какие процессы происходят в масле в процессе эксплуатации, могут сказать только профессиональные химики. Но если говорить просто, то это процессы окисления и выгорания. Процессы эти идут в течение всего срока эксплуатации. Причем зимний период здесь особой роли не оказывает. Нагрузки на моторное масло здесь будут несколько выше, но влияние этого фактора, на мой взгляд, незначительно. Есть некий разумный срок эксплуатации любого масла. Есть требования к тому, какое масло и в какой период должно использоваться. Если в двигатель залито масло, соответствующее сезону, то не думаю, что мороз как-то радикально повлияет на его свойства. Визуально определить степень износа масла непросто. Есть несколько признаков, которые могут говорить о том, что пора его сменить. Например, если в масле обнаруживается запах бензина, значит, он попадает в масляную систему, а это не очень хорошо. Бензин может попасть в масло после неудачного запуска. Еще один признак – наличие белой субстанции, мелких пузырьков. Они образуются при попадании в масло воды, которая сильно снижает его эксплуатационные свойства. А вот темный цвет не обязательно говорит о старости масла. Он может указывать на высокие моющие свойства, особенно, если вы залили его недавно, а до этого пользовались другим маслом. Что вреднее: езда на «старом» дорогом масле или замена масла на менее качественное? Я считаю, что лучше какое-то время продолжать ездить на старом и дорогом. Такое масло имеет повышенный срок эксплуатации, который, как правило, превышает гарантию. Благодаря этому, даже если интервал замены составляет 6-7 тыс. км, на нем можно отходить 10-12 тыс. км. Если же использовать дешевые масла, это может привести к «проседанию» характеристик двигателя, падению его мощности и динамики.

Смазочные масла имеют свойство окисляться вследствие термических процессов с участием кислорода, который попадает в систему. Старение ускоряется продуктами горения, которые участвуют в каталитических реакциях. В процессе окисления масла образуется так называемый масляный нагар, который масло должно держать во взвешенном состоянии внутри себя. В холодное время года масло стареет быстрее, хотя здесь многое зависит от работы системы зажигания: очень часто бензин попадает в масляную систему и значительно ухудшает его свойства. Поэтому срок эксплуатации масла зимой сокращается на 20-30%.

Визуально оценить пригодность масла к дальнейшей эксплуатации невозможно. Никто визуально или по консистенции не определит, сколько в нем сдержится смол, лаков, сажи. Если вы использовали один сорт масла, потом перешли на другой и оно быстро почернело, то это значит, что предыдущее масло работало не слишком хорошо и продукты распада, горения осаждались на деталях двигателя. Свежее масло просто смыло эту грязь. И вообще, масло должно чернеть. Если оно не чернеет, значит, его моющие свойства не слишком высоки. Ездить на старом масле не рекомендую. Присадки в нем уже не работают, а продукты распада начинают откладываться в двигателе. Лучше залить более простое, но новое. Просто в этом случае его надо будет раньше заменить.

В процессе эксплуатации в масло попадают продукты горения, конденсат, кроме того, на молекулярном уровне происходит постепенное разрушение (окисление) компонентов самого масла. Если не вдаваться глубоко в химию, то именно это и называется процессом старения масла. На интенсивность процесса одинаково сильно влияют следующие факторы: режим эксплуатации автомобиля (в городе - короткие пробеги, стояние в пробках, частые разгоны и торможения и т.д.), качество топлива, климат и качество дорог. Зимой вы прогреваете машину, ждете, когда приборы покажут нужную температуру двигателя, но на самом деле датчик нам показывает температуру охлаждающей жидкости. В виду разности температур ОЖ и стенок блока цилиндров на стенках блока цилиндров возникает конденсат, который  попадает в масло. Как правило, при эксплуатации автомобиля в умеренном климате, т.е. климате с небольшой разницей между средней температурой воздуха летом и зимой, к смазочным материалам предъявляются меньшие требования, так как нет необходимости добавлять синтетические компоненты  и современные пакеты присадок, обеспечивающие безопасный для двигателя холодный пуск. Они имеют более прочную, а следовательно более устойчивую к разрушению молекулярную структуру по сравнению с минеральными маслами или маслами на основе гидрокрекинга. Поэтому в автомобилях, поступающих к нам с вторичного рынка Азии и Америки, предписаны масла с невысокими эксплуатационными свойствами. Их свойства  являются достаточными для климата тех стран, в которых, а главное - для которых - эти автомобили произведены, но недостаточными для климата нашего региона. Так же, если режим  эксплуатации автомобиля предусматривает длительные поездки, от получаса до часа, в течение которых двигатель успевает прогреваться, масло разрушается медленнее, нежели при эксплуатации автомобиля с короткими пробегами по городу. Цвет, запах и иные факторы субъективно не являются достаточными признаками падения рабочих свойств масла. Гарантия надежности масла в двигателе - его своевременная замена и использование известных продуктов, зарекомендовавших себя на рынке. В случае, если нет возможности залить в двигатель привычное дорогое масло, то можно, в принципе, долить другое, аналогичной вязкости и проездить на этой смеси 2-3 тысячи километров. Но это, если речь идет об однократной доливке. После этого необходимо масло поменять.

При эксплуатации масла в нем постепенно происходит множество изменений. В частности, меняется вязкость, идет окисление, выгорают присадки. Другими словами, происходят кинематические и динамические изменения. Быстрота этих изменений зависит, в первую очередь, от автомобиля. Большое влияние на процесс оказывают состояние двигателя и манера езды. Отдельно надо упомянуть  и качество бензина. Сочетание этих факторов приводит к ускоренному износу масла. Бывает и так, что по спидометру человек проехал всего 10 тысяч километров, а износ у масла такой, будто он прошел все 25 000. Зимой масло стареет намного быстрее, поскольку увеличивается срок прогрева, а во время прогрева на двигатель приходятся дополнительные нагрузки. Но вообще скорость старения масла индивидуальна для каждого автомобиля. Единственное, что тут можно сказать – чем новее машина, тем медленнее стареет масло.

Можно ли оценить старое масло по цвету?


Оценить степень износа масла довольно сложно. Естественно, по цвету оно отличается от нормального, но вообще самостоятельно определить степень износа можно только процентов на 30, не больше. Если говорить о маслах Mannol, то одним из первых тревожных признаков является темный, как сажа, цвет. Второй признак – наличие мелких посторонних частиц. Но, повторяю, полностью правильно оценить степень изношенности масла могут только квалифицированные специалисты СТО. Вообще, существуют интервалы смены масла, и их надо придерживаться, хотя срок эксплуатации масел в городском цикле оказывается несколько ниже заявленного. Выбирая между эксплуатацией старого, но дорогого масла и менее качественного, но нового, я бы посоветовал остановиться на втором варианте. Это лучше, чем продолжать эксплуатировать пусть и дорогое, но уже утратившее большую часть своих свойств, масло. Менее качественное масло просто надо чаще менять.

В процессе старения в моторном масле накапливаются продукты старения и уменьшается щелочной запас (щелочное число масла). Запас расходуется на нейтрализацию кислотных продуктов, образующихся при сгорании топлива и окислении самого масла. Масло принято считать отработавшим при уменьшении щелочного числа вдвое от изначального значения. Кроме того, масло в двигателе постепенно разжижается, разрушается загуститель, расходуются антиизносные и антизадирные присадки, падает уровень защиты двигателя от износа. По мере расходования пакета присадок происходит накопление отложений. Как только компоненты основного пакета присадок потеряли эффективность, начинается окисление базовой основы масла с дальнейшим загущением продукта, в том числе и до полной потери прокачиваемости по системе смазки.

Чем выше класс масла по API, тем медленнее стареет масло. Синтетические основы стареют в несколько раз медленнее минеральных и сохраняют основные рабочие характеристики в пределах рекомендованного срока замены.

Как влияет климат на скорость старения?


Зимняя городская эксплуатация в разы сокращает время эффективной работы масла. Короткие поездки, часто с не полностью прогретым двигателем способствуют разведению моторного масла несгоревшим топливом. Это приводит к сильнейшему окислению, нагарообразованию, потере вязкости, росту расхода топлива. К сожалению, определить работоспособность масла можно только лабораторным путем. Необходимо сокращать интервалы замены при эксплуатации в тяжелых условиях, к которым относится и городской режим. Езда на старом, изначально качественном, но отработанном масле сродни езде на «паленом» продукте. Замена на свежее, пусть и устаревшей классификации, всегда лучше. Если денег хватило на машину, то будьте добры обслуживать ее, как надо!
Прокомментировать
Введите два слова, показанных на изображении:*
© 2014-2019 AutoMan.su
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика