9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Удаление сажевых фильтров: для чего и как выполняется

Удаление сажевых фильтров: для чего и как выполняется

Сажевый фильтр (DPF фильтр) преимущественно встречается на дизельных двигателях. Основное назначение – улавливать частички сажи, которые считаются токсичными, вызывают проблемы со здоровьем и загрязняют окружающую среду. Фактически, сажевый фильтр представляет собой дополнение к катализатору, устраняет неприятный запах и очищает выхлоп в процессе работы дизельного двигателя.

При этом в процессе эксплуатации данный фильтр забивается, после чего снижается его пропускная способность. Если сажевый фильтр забит, двигатель сильно теряет мощность и начинаются перебои в работе мотора. В этом случае можно:

  • выполнить замену сажевого фильтра;
  • удалить сажевый фильтр на дизеле.

По понятным причинам многие автолюбители выбирают именно второй вариант. При этом решение удалить фильтр сажевый имеет как плюсы, так и минусы. Подробнее читайте в нашей статье.

Конструкция и специфика работы сажевого фильтра

Сажевые фильтры (DPF — Diesel Particular Filter) на самом деле сажевыми называть не совсем точно. Они больше улавливают твёрдые частицы соединений углерода настолько микроскопического размера, что традиционный чёрный дым из них не получится. Копоть плохо настроенного старого дизеля – это не то, с чем борется DPF.

Фильтр устанавливается в системе выхлопа после катализаторов и кислородных датчиков. Он имеет аналогичную сотовую керамическую структуру из карбида кремния, на которую нанесено покрытие, содержащие церий, алюминий и платину. Именно платина обладает каталитическим свойством, позволяя реакциям дожигания протекать при не очень высоких температурах.

Статья в тему:  Лампочки на панели ваз 2114 значение

При работе соты нагреваются, запускается реакция превращения соединений углерода в относительно безвредный углекислый газ. Необходимая для этого температура создаётся от тепловой энергии выхлопных газов, которой не всегда хватает. В таких случаях твёрдые вещества накапливаются, что нежелательно. Процесс очистки называется регенерацией.

Существует три способа регенерации сажевого фильтра:

  • пассивный способ работает, когда двигатель с большой нагрузкой выделяет много горячего газа, температура DPF растёт, запускается быстрая каталитическая реакция;
  • активный способ нужен при коротких поездках с малыми нагрузками, фильтр прогреться не успевает, отходы накапливаются и способны полностью закупорить выпускной тракт, в этом случае прогрев запускается принудительно блоком управления двигателем;
  • сервисный режим, когда активный прогрев DPF производится по команде со сканера обслуживающим персоналом СТО.

Регенерация по инициативе ЭБУ двигателя – процесс небезопасный и не всегда эффективный, поскольку начинается внезапно для водителя, пожароопасен и может быть прерван при отключении двигателя.

Поездки за городом с большой скоростью тоже не всегда случаются, в результате чего пропускная способность фильтра на многих автомобилях непрерывно снижается. Достигая такой величины, при которой регенерировать его уже практически невозможно, а если попытаться, то скорее всего структура фильтра будет разрушена слишком высокой температурой.

Срок службы

В идеальных условиях фильтры служат по 200 и более тысяч километров пробега. Но в реальности всё зависит исключительно от режима эксплуатации.

Статья в тему:  Автовыставка в Москве 2016 в Крокус Экспо

При неблагоприятном стечении обстоятельств фильтры не доживают и до 50 тысяч. Неожиданно проявляя свои проблемы очень неприятными симптомами нарушений в работе двигателя.

Как понять, что фильтр DPF заполнен

Керамическая матрица, которая отвечает за очистку выхлопных газов от примесей сажи, накапливает ее в своих порах.

Это со временем ухудшает ее фильтрующие свойства, затрудняет выход выхлопных газов, что в свою очередь создает дополнительную нагрузку на двигатель, так как камера сгорания очищается не полностью от продуктов сгорания.

Выхлопная система с сажевым фильтром в современном авто

По этой причине требуется регулярная очистка DPF фильтра (FAP или RPF) – так называемая регенерация.

Контроль уровня загрязненности сажевого фильтра осуществляют специальные датчики.

  • Наиболее распространенный метод оценки загрязненности сажевого фильтра – анализ разницы давлений на входе и на выходе узла. Чем выше разница, тем выше степень загрязненности (газы испытывают затруднения при прохождении через решетку, что вызывает повышение давления на входе и понижение на выходе).
  • Еще один тип датчиков – кислородные, они контролируют уровень содержания кислорода в отработанной смеси, соответственно, применение двух датчиков на входе и выходе из сажевого фильтра позволяет оценить, уменьшилось или нет содержание других примесей, то есть, произошло или нет очищение.

На дисплее вашей приборной панели автомобиля будет показана соответствующая ошибка.

В большинстве современных автомобилей применяются саморегенерирующие фильтры. Им для запуска процесса самоочищения необходим определенный режим работы двигателя.

Статья в тему:  Как выбрать масляный насос для авто?

Когда машина перемещается преимущественно на короткие расстояния без регулярного прогрева сажевого фильтра, это может послужить причиной его необратимого заполнения механическими частицами сажи. В этом случае без посещения пункта технического обслуживания или даже салона официального дилера не обойтись, так как код ошибки может быть устранен только в официальном сервисном центре.

Отключение и регенерация

Различают два типа регенерации сажевых фильтров:

  1. Пассивный.
  2. Активный.

Первый тип регенерации возможен только на фильтрах с каталитическим покрытием. Ввиду того, что для нормальных химических реакций по сжиганию сажи требуется температура свыше 600°C, для ускорения и облегчения реакции окисления (горения) применяются так называемые катализаторы (вещества, которые изменяют условия происхождения химических реакций без собственного расходования).

Так, использование платинового покрытия сажевого фильтра снижает температуру сжигания сажи до планки в 300°C. То есть сгорание сажи с использованием катализатора (каталитического покрытия) происходит при естественной работе двигателя, совершенно незаметно для пользователя. Запускать какую-либо процедуру очистки нет необходимости.

Активный тип регенерации предполагает изменение работы двигателя или введение особых присадок в топливо для того, чтобы повысить температуру выхлопных газов на входе в сажевом фильтре до 600°C. То есть такой тип регенерации требует участия или каких-либо активных действий владельца дизельного автомобиля (ручной запуск процедуры очистки или добавление присадок).

Встроенные датчики анализируют текущий уровень загрязненности фильтрующего элемента, и при необходимости сигнализируют пользователю о возникшей неисправности (индикация может происходить на приборной панели или через дисплей бортового компьютера, в зависимости от модели машины и ее оснащения).

Статья в тему:  Машины Криштиану Роналду – марка, фото

Увидев сигнал о засорившемся сажевом фильтре, пользователь может запустить процедуру регенерации в ручном режиме.

Процедуры в различных моделях автомобилей и у разных производителей могут отличаться последовательностью действий, но суть сводится к тому, что за счет изменения тактов выпуска отработанных газов повышается их температура, что в свою очередь разогревает до нужного показателя керамическую решетку фильтра и сжигает сажу.

Если проведение процедуры регенерации в ручном режиме по какой-то причине не очищает фильтр (возможен простой износ оборудования, сильное засорение керамической матрицы, частая езда на короткие дистанции по городу, без полноценного прогрева системы отвода выхлопов, когда фильтр не может самостоятельно очиститься и т.п.), система может изменить статус ошибки. Теперь снять ее сможет только официальный сервисный центр.

Специалисты пункта технического обслуживания в свою очередь могут предложить провести профессиональную процедуру очистки фильтра (с помощью химических реагентов и т.п.) или полностью заменить агрегат на новый.

Ввиду высокой стоимости полной замены, некоторые СТО предлагают более дешевую процедуру удаления фильтра с установкой оборудования, обманывающего датчик загрязненности (ошибка может быть снята и программным способом). Это, естественно, увеличивает показатели выброса вредных веществ в атмосферу. Законность процедуры оставим на совести СТО и владельцев авто.

Стоит ли удалять сажевый фильтр

С одной стороны, удаление сажевого фильтра – разовая процедура, позволяющая экономить на периодической замене или прочистке узла, мощность двигателя при отсутствующем фильтре незначительно возрастает (так как нет сопротивления отводу выхлопным газам). С другой стороны – растут выбросы, а вероятность прохождения регулярного государственного технического осмотра сводится к нулю.

Статья в тему:  Мотоэкипировка для новичков: как собрать комплект

Ездить автомобиль сможет и с ошибкой на дисплее. Но стоит иметь ввиду, что засорившийся фильтр увеличивает сопротивление в выхлопной трубе.

Неправильное аппаратное удаление узла может вызвать ошибку, из-за которой двигатель откажется заводиться.

Стоит оставить сажевый фильтр или убрать его совсем – решать каждому владельцу самостоятельно. Однако, не стоит упускать из вида тот факт, что в случае отрицательного результата при прохождении техосмотра может потребоваться установка нового агрегата, а значит процедура удаления – это лишние неоправданные расходы, которые лишь отсрочили неизбежную процедуру замены.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: