» » Метробус в России и зарубежом


Метробус в России и зарубежом

automan | 0 комментариев | 110 просмотров
07
01
2020
0 голосов

В последние годы новый вид общественного транспорта – метробус – становится все более популярным во многих странах мира. О том, для чего придуман симбиоз автобуса и метро и как он помогает в решении транспортных проблем крупных городов, размышлял наш корреспондент.

Десятибалльные пробки, риск транспортного коллапса, а также трудности с парковкой все чаще вынуждают новосибирцев ставить на прикол автомобиль и спускаться в метро. Наземный общественный транспорт наряду с легковым становится заложником пробок на улицах города. Чиновники Новосибирска планируют выделить полосы для автобусов и троллейбусов на Красном проспекте и ряде других магистралей. Уже летом на главной улице города приступят к ликвидации парковочных карманов, чтобы освободить место под специальные выделенные полосы для общественного транспорта.


Впервые «своя» выделенная полоса у автобуса появилась в Нью-Йорке в начале 1960-х годов. Затем аналогичные полосы стали появляться в других городах Европы и Северной Америки. Однако если специальную выделенную полосу для автобуса провести не на правой, а на левой стороне улицы, вдоль ее осевой части, можно избежать пересечения с поворачивающими направо автомобилями. А если еще и поставить светофоры, обеспечивающие скорейший проезд автобусами перекрестков, и огородить автобусную выделенную полосу от основного автомобильного потока заборчиками, бордюрами или столбиками, получится новый вид общественного транспорта – метробус, который совмещает достоинства двух видов пассажирского общественного транспорта – метро и автобуса. Во многих городах мира были построены системы скоростного автобусного сообщения – BRT (Bus Rapid Transit, так именуют метробус).




Оказалось, что BRT стал достойным ответом на вызов усугубляющихся транспортных проблем современных крупных мегаполисов, таких как пробки, транспортный коллапс, чрезмерная загруженность систем общественного пассажирского транспорта и загрязнение окружающей среды.




Плюсы над минусами


Почему же избалованные европейские автомобилисты пересаживаются на такой метробус? В чем преимущества систем BRT-метробусов перед метро и другими видами общественного транспорта?


Их несколько. Во-первых, система оплаты, как в метро. Чтобы попасть на платформу метробуса, пассажир проходит турникет на станции.


Во-вторых, как и в метро, платформа станции метробуса находится на одном уровне с полом подвижного состава. Это обеспечивает быструю и оперативную посадку, избавляя пассажиров от необходимости взбираться по ступеням, сокращая тем самым время остановок.


В-третьих, выделенная полоса увеличивает среднюю скорость передвижения, чему способствует и более длинные перегоны. А использование сочлененных автобусов-«гармошек» повышает вместимость и провозную способность. Увеличенное пространство позволяет пассажирам свободно размещаться в салоне.


В-четвертых, метробус имеет разветвленную сеть, позволяющую охватить территорию всего города, а также удобные пункты пересадки на другие виды транспорта.

К тому же если, спускаясь под землю, человек испытывает определенный стресс, то поездка в автобусе не вызывает такого состояния.


Ближайшие от Новосибирска города, имеющие такие системы, расположены в Китае и Турции. Кто-то ознакомился с аналогичным видом общественного транспорта в Бангкоке.




Стамбул, Нант, и далее Богота


В европейской части Стамбула проложена первая 19-километровая линия скоростного метробуса. Так власти Стамбула c помощью специалистов компании Mercedes-Benz отреагировали на усугубляющуюся транспортную проблему мегаполиса. В сентябре 2007 года начала работать первая линия BRT. Сочлененный автобус («гармошка») каждые 70 секунд подходит к платформе станции. Средняя скорость передвижения с учетом остановок – 40 километров в час, что сопоставимо со скоростью поездов новосибирского метрополитена.


Специалисты считают опыт Стамбула положительным: высокая средняя скорость движения, большой перевозимый пассажиропоток, современный подвижной состав автобусов Mercedes-Benz делает поездку комфортабельной, а всю систему в целом – надежной. Стамбульский Metrobüs показывает, как легко BRT может быть вписана в ткань крупного города и работать в качестве важного транспортного элемента. Сегодня принято решение начать строительство подобной системы в азиатской части города. 


К слову, в Стамбуле есть и классический метрополитен, а через Галатский мост проходит еще и трасса скоростного трамвая. Но о них разговор особый.


Если успех BRT в Стамбуле фактически был предопределен, то использование метробуса в небольших городах вызывало много вопросов. Сможет ли метробус работать в таких городах, как, например, 300-тысячный Нант во Франции?


Скоростной метробус Нанта BusWay (маршрут № 4) отлично вписался в средневековый город. Но самое главное, он помог разгрузить центр от автомобилей. На конечных остановках маршрута находятся перехватывающие парковки для легковых автомобилей. Каждые 30 секунд к остановочному пункту подъезжает автобус с необычным дизайном.


Специалисты подсчитали, что до введения скоростного автобусного движения в Нанте число легковых автомобилей, приезжавших в центр города в будний день, составляло 25 тыс. единиц, а после строительства линии BRT оно сократилось до 16-ти тысяч. Причина в существенной экономии времени: вместо 40-ка и более минут в час пик на легковом автомобиле по автобусному маршруту № 4 от конечной до конечной станции поездка длится всего 20 минут. Французский Нант, как отмечают специалисты, продемонстрировал, что BRT должным образом отвечает на запросы пассажиров относительно комфорта и скорости и рассматривается как альтернатива транспорту личного пользования даже в не самых крупных городах.


Оказывается, BRT может полноценно заменить метро. Это видно на примере опыта столицы КолумбииБоготы, в которой проживает 7 млн человек, но в котором до сих пор нет метрополитена. По мнению специалистов, это наиболее интересная BRT-система в мире, получившая название Trans Milenio. Ее строительство началось в 1998 году, а уже сегодня это 114 остановок, 84 километра линий, средняя скорость передвижения на которых составляет 26 километров в час. К тому же в центре города одна из первых в мире автобусно-пешеходных улиц.



В прошлом веке на улицах Боготы царил хаос. Небольшие автобусы и маршрутки числом в 21,5 тыс. единиц занимались транспортной деятельностью. Сюда также стоит добавить 850 тыс. легковых автомобилей, передвигающихся по улицам города. Все они создавали огромные пробки. Для реализации новой транспортной концепции был выбран BRT, а компания Trans Milenio воплотила ее в жизнь. Система функционирует так же хорошо, как и метро. Сочлененные автобусы Trans Milenio в столице Колумбии могут перевозить до 40 тыс. пассажиров в час в каждом направлении – всего вдвое меньше, чем московское метро! И это при меньшей в десятки раз стоимости строительства. До 2015 года запланировано расширение системы метробуса настолько, чтобы максимальное расстояние удаленности места жительства от автобусной остановки для 80 % жителей составляло 500 метров.



Открытый вопрос


А что в России? Неужели зарубежный опыт останется невостребованным? В Москве пока ограничились рисованием специальных выделенных полос для движения экспресс-автобусов. Вердикт специалистов: смысла в создании полноценной системы BRT в Москве нет. Во-первых, через три-пять лет в столице появится несколько новых радиусов метро, длина московской подземки увеличится на 150 километров и прирастет 75-ю новыми станциями.


В Новосибирске власти сделали упор на создание выделенных полос для автобусов и троллейбусов. Эта работа ведется последние три года. В прошлом году действовало 19 специальных выделенных полос, в 2013-м их число должно возрасти до 26. «Только треть жителей Новосибирска постоянно пользуется автомобилями, а остальные передвигаются на общественном транспорте. При этом место один автобус на дороге занимает не больше, чем пять автомобилей, а перевозит в десятки раз больше пассажиров. Поэтому наша задача – обеспечить перевозку большей части населения», – отметил Александр Лаврентьев, начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска.

Однако в ряде российских городов присматриваются к зарубежному опыту. Но вопрос о строительстве системы метробусов в России пока открыт.

Прокомментировать
Введите два слова, показанных на изображении:*
© 2014-2019 AutoMan.su
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика