Перестановка колес местами: зачем нужна, схема перестановки
Перестановка колес местами: зачем нужна, схема перестановки
Следить за состоянием своего автомобиля — обязанность владельца или водителя. Межосевая перестановка колес, как раз относится к одному из видов технического обслуживания. Правило рокировки шин не новое и применяется водителями много десятилетий. Причём, процедура одинаково полезна для легковых и грузовых автомобилей.
Помимо сохранения технических характеристик в управляемости машины, владельцам удается отсрочить покупку новых колёс. А бережливость личного бюджета, поощряется членами семьи. К сожалению, заповедь рокировки резины подзабывается. О ней вспоминают в момент значительного износа.
Когда рекомендуется перестановка колес
Сотрудники станции технического обслуживания рекомендуют обращать внимание на состояние колес, и если на приборной панели уже появляются внушительные цифры, указывающие на пробег, и он равен где-то 5000-10 000 километров, то тогда показана перестановка колес, схема подбирается по желанию. Стоит быть предельно осторожным, если вы купили подержанную машину с рук, ведь тогда лихие умельцы могли скрутить показатели пробега, скрыв истинный износ механический «начинки» машины, выставленной ранее на продажу. Стоит тогда руководствоваться состоянием рисунка протектора. Заметили износ передних или задних колес, оценили их в процентном соотношении и задумали предпринять перестановку шин по схеме. Определяются следующие причины перестановки колес:
- Неравномерный износ покрышек.
- Необходимость усиления той или иной пары колес соответственно у переднеприводных и заднеприводных машин.
- Стремление продлить жизнь шинам, улучшить их состояние, изменив на время уровень нагрузки.
- Непредвиденная дорожная ситуация, аварийные ремонтные работы в полевых условиях.
Таким образом, строгих рекомендаций нет, когда стоит проводить ротацию колес, просто оценивается их состояние, выкраивается время для процедуры замены, деньги на оплату работы, если не будете делать все собственными силами.
Подготовительный этап
Конечно, можно не задумываться, как правильно менять колеса местами, а просто доверить данную работу специалистам в автосервисе. Но следует помнить, что:
- такая работа стоит денег;
- нет никакой гарантии, что мастер правильно произведет замену;
- придется всегда обращаться в один и тот же автосервис.
А между тем все можно сделать самостоятельно. Чтобы произвести ротацию колес технически грамотно, выполнить все операции самостоятельно, не прибегая к услугам автосервиса, необходимо произвести определенные подготовительные мероприятия:
- Подготавливаем необходимый инструмент: домкрат, подставку, баллонный ключ.
- Устанавливаем автомобиль на ровную площадку с твердым покрытием.
- Выбираем правильную схему перестановки.
При наличии небольшого практического опыта, смена колес из комплекта шин займет 1,5-2 часа времени, не более.
Перестановка колес в зависимости от типа привода автомобиля
Для внедорожников и кроссоверов, можно использовать как переднеприводную схему рокировки, так и заднеприводную. Всё зависит от типа трансмиссии 4х4:
- part-time (подключаемый);
- full-time (всегда полный);
- on demand (автоматизированный part-time).
Особое внимание стоит уделить пикапам. Многие владельцы используют их в городе без нагрузки. В таком случае центральная часть протектора изнашивается очень быстро, всего за 2 сезона. Но ели сделать своевременную перестановку, то комплект колёс прослужит 4 сезона.
Все ли шины можно менять местами?
Отдельно стоит упомянуть об особенностях, связанных с рисунком протектора. Здесь существуют отдельные правила, в некоторых случаях ограничивающие возможности по перемещению покрышек. Рассмотрим вопрос более подробно.
• Симметричный ненаправленный рисунок. Является наиболее простым вариантом. Здесь не нужно никаких «изысков», возможно применять любые способы. Ограничения полностью отсутствуют.
• Симметричный направленный. Подобные автошины требуется устанавливать только по направлению движения. Обычно их переставляют только по одной стороне.
• Ассиметричный ненаправленный протектор требует установки только одной стороной внутрь. В самом простом варианте, доступна только перестановка по одной стороне, возможно перебортировать диски.
• Ассиметричный направленный. Каждое колесо предназначено для своего места. Переставляют только соответствующей стороне.
Если диски на осях различаются по размеру менять колеса местами не рекомендуется.
В целом перемена колес между собой обеспечивает увеличение пробега автошин. Сможете сэкономить значительные средства на покупке новых комплектов автомобильной резины.
Для полноприводных и заднеприводных автомобилей
Меняют местами задние и передние колеса, причем левые ставят направо и наоборот. Проще говоря, замену проводят по диагонали в форме буквы Х.
Для переднеприводных автомобилей
Задние колеса ставят вперед, не меняя местами левые и правые. То есть заднее правое колесо ставят вместо переднего правого. Но передние колеса ставят назад, меняя местами левое и правое колесо.
Включение в ротацию запасного колеса
Если все пять шин изначально были в одинаковом состоянии, желательно использовать в замене и запаску. При этом запаску ставят взамен наиболее изношенного колеса. Если износ равномерный, замену проводят по «конвейеру» — по рекомендованной схеме, но каждый раз откладывая в запаску левое заднее колесо.
Таким образом, при регулярной замене будут равномерно изнашиваться все 5 колес, включая запаску, а износ замедлится на 20%.
Что понадобится для перестановки шин
Если выполнять такие работы не своими силами, а воспользоваться услугами профильных станций, то потребуются финансовые затраты. Однако это вложения, которые вернутся водителю в виде длительного срока эксплуатации автомобильной резины. Эти затраты в сумме гораздо меньше, чем приобретение нового комплекта покрышек из-за неравномерного изнашивания.
Совет: можно дополнительно сэкономить на операции ротации. Такие услуги предлагают крупные магазины, при которых работает их же собственный шиномонтаж. Мастерские, в свою очередь, предлагают скидки своим постоянным клиентам, которые регулярно проводят у них демисезонную «переобувку».
Поменять местами колёса вместе с покрышками можно и в условиях собственного гаража. Для этого достаточно иметь домкрат, которым поочерёдно вывешиваются колёса. Нужно узнать схему перемещения, которая различается в зависимости от привода машины (они будут описаны далее). Также не неё влияет профиль покрышек, их направленность и симметрия. Разумно доверять решение этой проблемы профессионалам. Они смогут выявить и другие проблемы, свойственные автомобильной резине при осмотре.
Сами работы по перестановке выполняются в следующем порядке:
- Подыскивается ровная сухая площадка (можно на полу в гараже). Машина ставится на ручной тормоз, а колёса блокируются уступами.
- Как и в случае с проколом, при помощи баллонного ключа болты на колёсах ослабляются, но полностью не выкручиваются.
- Домкрат заводится в специальные ниши или площадки. Лучше, если это будет домкрат, рассчитанный сразу на 2 площадки вместо одной.
- Снимаются болты, снимается колесо. Ориентируясь на расположение осей и рисунок протектора, они меняются между собой поочерёдно.
- Такую операцию нужно проделать для каждого из колёс. Затягивать болты до окончания всей процедуры не нужно — это делают в конце, после того, как автомобиль прочно зафиксируется на земле.
Совет: во время работ по смене мест автомобильных колёс и покрышек, имеет смысл сразу вычистить колёсные диски вместе с арками.
Статьи и заметки
Сегодня мы расскажем, как надо переставлять колёса на автомобиле для их равномерного износа.
Для чего вообще это нужно? Дело в том, что даже в идеальных условиях и при полностью исправном автомобиле колёса автомобиля изнашиваются неравномерно.
К примеру, задние колёса автомобиля участвуют только в разгоне и торможении, а передние – ещё и поворотные. Естественно, при каждом повороте они испытывают усиленное трение и изнашиваются сильнее.
Также износ сильно зависит от типа привода автомобиля – шины на ведущих колёсах изнашиваются быстрее других, так как они могут пробуксовывать при старте и разгоне.
Особенно сильно изнашиваются передние шины у переднеприводного автомобиля – в этом случае передние колёса являются и ведущими, и управляемыми. Кроме того, специфика переднего привода такова, что при резком старте масса автомобиля по инерции смещается назад, а передняя ось разгружается. Поэтому, переднеприводный автомобиль может буксовать не только на старте, но и при движении на любой передаче – достаточно резко нажать на газ, особенно зимой или на мокром асфальте.
Чтобы нивелировать неравномерный износ, ещё с советских времён принято периодически переставлять колёса автомобиля, меняя их местами. Если бывалые водители помнят об этом, то современные выпускники автошкол могли и не слышать.
Переставлять колёса желательно каждые 8-10 тыс. км. пробега. Для среднестатистического водителя это обычно совпадает с сезонной «переобувкой» колёс. Поэтому при замене колёс на летние и наоборот важно отмечать положение каждого колеса на автомобиле, чтобы при следующей смене сразу переставить их местами.
Расскажем о наиболее эффективных схемах перестановки колёс, которые были выработаны за многие годы эксплуатации. Они разные – в зависимости от типа привода автомобиля.
СХЕМА ПЕРЕСТАНОВКИ КОЛЁС
Передний привод
Учитывая описанные выше особенности, схема перестановки колёс на переднеприводном автомобиле выглядит так:
- передние колёса ставим назад;
- задние колёса ставим вперёд, поменяв местами – левое направо, правое – налево.
При такой перестановке износ шин будет максимально равномерным.
Задний привод
Схема перестановки колёс на заднеприводном автомобиле выглядит с точностью наоборот:
- задние колёса ставим вперёд;
- передние колёса ставим назад, поменяв местами – левое направо, правое – налево.
Полный привод
Схема перестановки колёс на полноприводном автомобиле ещё проще – колёса нужно переставить по диагонали;
- переднее левое меняем местами с задним правым;
- переднее правое меняем местами с задним левым.
Учитывая, что все 4 колеся являются ведущими, такая схема позволит максимально снизить неравномерный износ шин, сохранив баланс управляемости автомобиля.
Шины с направленным рисунком протектора
Если у Вас установлены шины с направленным рисунком протектора, то переставить их с одного борта на другой не получится. Дело в том, что такие шины должны вращаться только в одну сторону, которая указана стрелкой на боковине шины. Переставив колесо с такой шиной на другой борт автомобиля, мы изменим направление вращения на противоположную, что ухудшит управляемость и лишь увеличит износ шин.
Поэтому, если у Вас шины с направленным рисунком, независимо от типа привода автомобиля их можно переставлять только вперёд-назад:
- левое переднее меняем местами с левым задним;
- правое переднее меняем местами с правым задним.