Какие последствия использования поддельного моторного масла
Какие последствия использования поддельного моторного масла
Моторное масло — это расходный материал, необходимый для правильной работы автомобиля. Оно поддерживает состояние двигателя и его плавную работу. Основными функциями являются:
- смазка движущихся элементов движка;
- охлаждение нагревающихся деталей;
- улучшение герметизации;
- противодействие коррозии;
- защита от налета и грязи, выделяющихся при нагреве.
Если масло не выполняет свое назначение, то результатом будет поломка двигателя. Чтобы этого не произошло, производители прописывают в руководстве пользователя автомобилем нужную по свойствам машинную смазку. Её изготавливают по нормам и следуя сертификатам качества, проверяют и совершенствуют. Выпускается изделие, которое будет работать.
В продаже все чаще можно встретить непригодное моторное масло. Вместо оригинала разливают подделку — фальшивую жидкость в похожей упаковке, но по содержанию и свойствам отличимую от заводской. Риск ее покупки большой, и сложно судить про объемы рынка фальсификата, когда неизвестно точное число «липовых» предприятий. Ежегодно службы безопасности обнаруживают полуавтоматические линии разлива с оборотами, которые варьируются от сотен тысяч до миллионов рублей. Они маскируют продукцию под известные марки — Shell, Mobil, Castrol и т.д. Это выгодный мошеннический бизнес.
Для разлива применяют две схемы. Первая — это покупка копеечной смазки, которое потом продадут под видом дорогой. Последствия её использования — это увеличенный расход, загрязнение топливной системы и периодические нарушения работы двигателя. Правда, так редко делают из-за невыгодности схемы.
Второй способ — это разлив индустриальной смазки в канистры, на вид неотличимые от оригинальных, с правдоподобной этикеткой. Она переработанная, маловязкая или с избытком присадок. Ее осветляют и частично очищают от битумных осадков. Использованную индустриальную смазку закупают на промышленных предприятиях. Она в какой-то мере выполняет функции обычной, но в десятки раз хуже.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Стоит следить за оригинальностью и качеством используемой продукции. Ошибаются с выбором, когда приобретают сомнительную машинную смазку из-за ее низкой цены.
- Свойства некачественного моторного масла, которые действуют на Ваш автомобиль
- Последствия использования масла-подделки для Вашего автомобиля
- Как распознать мотор, который работал на подделке машинного масла?
- Как узнать, что Вы залили небезопасное моторное масло?
- Где купить оригинальное моторное масло?
Стук гидрокомпенсаторов
При длительном использовании масла оно становится грязным и густым, что приводит к недостаточной смазке узлов двигателя. В такой ситуации гидрокомпенсатор не успевает срабатывать нормальным образом, что приводит к возникновению характерных громких стуков.
Похожие симптомы наблюдаются, если масло изначально не подходило к двигателю (его вязкость была меньше или больше требуемого уровня), либо оно являлось индустриальным (к примеру, предназначалось для смазки подшипников). На таком масле работа двигателя станет несбалансированной, о чем водителя оповестят стуки гидрокомпенсаторов.
Через несколько сотен километров пробега масло должно потемнеть
Несколько лет назад на одном из известных YouTube-каналов проводили «исследование масел». В двигатель BMW X5 залили некую жидкость (ее называли очищающей), завели мотор, а затем под эмоциональные возгласы все слили. Вероятно, это должно было впечатлить непосвященных зрителей: масло после пробега в 3 тысячи километров было черного цвета!
А каким оно должно быть? Переадресуем вопрос специалистам.
— Во время эксплуатации моторное масло изменяет свой цвет, и это абсолютно нормально, — просвещает впечатлительных зрителей YouTube Павел Черногоров. — Если после замены вы проехали тысячу километров и масло потемнело — это говорит о правильной работе продукта. Значит, он выполняет свою функцию по очистке и забирает продукты сгорания, оставляя при этом двигатель чистым.
Вот если бы масло оставалось прозрачным и чересчур жидким, это должно было бы вызвать подозрение, подчеркивают специалисты.
На что следует обратить внимание? Рекомендуется при проверке уровня масла наклонить щуп и понаблюдать, как происходит скопление жидкости на кончике. Она должна собираться постепенно, формироваться в каплю и отделяться от поверхности. «Если же масло стекает как вода, это указывает на отсутствие либо потерю вязкостных характеристик продукта. В таком случае не стоит затягивать с заменой», — советуют автослесари.
Скопившуюся каплю следует оценить отдельно. Если она черного цвета, но металлический щуп просматривается — масло пригодно для использования. Если же нет — следует поторопиться с заменой.
При этом специалисты замечают, что отличить оригинальное масло от поддельного порой невозможно даже после того, как оно отработало 10 тысяч километров.
— Лишь в некоторых случаях некачественное масло может выдать его консистенция, — подключается к разговору автослесарь 6-го разряда Олег Манулик, который работает в сфере обслуживания автомобилей 18 лет. — При сливе такая жидкость больше похожа на кисель — густая, с комками, образует одну сплошную каплю.
Однако и это лишь косвенное свидетельство. Только экспертиза может достоверно установить, что именно было залито в двигатель.
На рынке автомобильных принадлежностей представлено великое множество марок моторных масел. Очевидно, что мошенники не обошли эту сферу стороной и всегда может попасться подделка. Чтобы не попасться на уловки недобросовестных продавцов, нужно соблюдать простые правила.
К примеру, для фальшивого товара применяются канистры с этикетками наиболее распространенных марок масел в недорогих канистрах. Как правило, слишком дорогие или чересчур дешевые емкости не используются – это может вызвать подозрения. Традиционно, концерны Mobil, Shell, Castrol, Motul и другие являются самыми популярными у мошенников.
Итак, на что же в первую очередь обращать внимание при покупке моторного масла?
- Этикетка – при покупке в магазине нужно сравнивать изображение на товаре с представленной на сайте компании-производителя. Присмотритесь к такой информации на упаковке: для какого двигателя предназначено масло (бензинового или дизельного); степень вязкости (по SAE J 300); вид масла; сертификация по международным стандартам и автопроизводителям.
- Цвет – является очень важным фактором. Осматривать образец лучше всего в емкости с прозрачными стенками и при ярком солнечном освещении – тогда оттенок не будет искажаться. Как вариант, можно нанести на белую бумагу несколько капель. Фальшивка примечательна более темным оттенком, тогда как качественное сырье, как правило, желтого или медового цвета. Такой оттенок получается из-за особых технологий очистки нефтепродукта. Дешевое же или отработанное масло, а также присадки низкого качества в обычном состоянии темного оттенка. Для проведения эксперимента с белым листком бумаги следует налить небольшое количество сырья на лист. Затем нужно наклонить его так, чтобы масло стекло вниз. Если след на бумаге темный – жидкость некачественная, и использовать её не стоит.
- Структура масла также является характерным признаком качества. И если присутствие/отсутствие осадка вы могли проверить при первичном осмотре канистры (осадка быть не должно), то микроструктуру сырья нужно проверять на ощупь. У качественного масла при растирании капельки между пальцами твердые вкрапления ощущаться не будут, в отличие от подделки. Также у фальшивого сырья маслянистость не будет однородной. Есть и другой способ: небольшой объем масла поместить в прозрачную тару, оставить на четверть часа в тени. Если после означенного времени произошло расслоение и проявились инородные частички – перед вами подделка.
- Вязкость – ключевое свойство масла, и его также можно эффективно протестировать. Но эксперимент достаточно сложен и требует дополнительного оборудования, поэтому его проведение не всегда возможно. Необходимо заморозить моторное масло до температуры -20°С, далее внимательно осмотреть образец после разморозки. У фальшивки останется остаток, тогда как масло высокого качества будет таким же чистым и однородным, как и до проведения теста. Однако, несмотря на точность опыта, не для всех видов жидкости он подойдет. Специалисты рекомендует такой эксперимент для масел с классом 10W30, а для менее вязкого сырья разница после заморозки будет не слишком очевидна.
- Разница в цене – опытные автомобилисты знают, в каких диапазонах находятся цены на качественные масла. Фирменная жидкость не продается в ларьках, на рынке или же в малонаселенных и непопулярных местах, а также она не будет дешевой.
Многие владельцы автомобилей недооценивают важность качества моторного масла, и поэтому попадаются на удочку мошенников, что чревато большими финансовыми потерями. Но если пользоваться простыми правилами по определению фальшивого масла и своим здравым смыслом, вы успешно обойдете все ловушки недобросовестных продавцов.
Способ с магнитом
Этот способ хорошо подойдет для того, чтобы проконтролировать качество нового масла. После приобретения канистры купленный продукт стоит протестировать перед тем, как залить в двигатель. Определение ферромагнитного мусора и посторонних частиц, например примесей или частиц металлов, возможно при помощи обычного небольшого магнита. Его форма и размер не имеют значения, подойдет даже такой, который вешают на холодильник. Для этого:
- наливаем в небольшую емкость немного моторного масла;
- кладем туда на несколько минут магнитик;
- вытаскиваем его и осматриваем.
Чаще всего частицы становится видно невооруженным глазом. Такой визуальный осмотр позволит определить, насколько их много. Если и на ощупь «тестер» изменился, это значит, что на него налипли мельчайшие кусочки металлов.
Разложение бракованного масла
Журнал «За рулем» проводил исследование процессов, приводящих к превращению нормального масла в «паленку». На стенде был установлен мотор, работающий в условиях плохого охлаждения с разной нагрузкой. В него была залита качественная синтетика с примесью порошка катализатора.
В лабораторных условиях удалось смоделировать ряд ситуаций, при которых наблюдались резкий рост вязкости, падение щелочного и рост кислотного числа, осаждение на стенках двигателя густых гудроноподобных отложений, препятствующих прокачке масла через каналы системы смазывания. Через 40 моточасов масло 5W-30 на щупе стало заметно гуще, а затем давление совсем пропало.
Двигатель при этом оказывался полностью выведен из строя, ведь убрать пробки, закупорившие масляные каналы, крайне проблематично.
Что “убивает” моторное масло
Все знают, что в моторе должно быть масло и что уровень должен быть не ниже минимума. Так может, вместо замены масла его можно просто доливать? Чтобы ответить на этот вопрос, мы расскажем о том, как и почему масло разлагается в двигателе.
«В “Волге” масло не меняют, в “Волгу” масло доливают» — так звучит прекрасная пословица, которая неплохо отражает суть мнения многих из обладателей авто постарше или же “свежих” машин с проблемными двигателями, пожирающими масло с аппетитом. Попробуем доказать, что такая позиция чревата грустными последствиями.
Для чего нужно моторное масло?
Масло в двигателе машины отвечает за надежность самых главных узлов. Причем требования к его работе в каждом из них весьма противоречивы. Подшипники скольжения коленчатого вала лучше всего себя чувствуют при высоком давлении масла. Оно охлаждает их и является материалом так называемого гидроклина, благодаря которому подшипник может работать долго и надежно. В рабочем режиме подшипник работает как гидродинамический, а не как обычный подшипник скольжения. Баз масла этот узел может проработать с нагрузкой буквально доли секунды, а на холостых оборотах — несколько часов.
Следующим важным узлом, где без масла не обойтись, являются сами поршни и цилиндры мотора. Вопреки распространенному мнению, в исправном моторе поршень почти не касается стенок цилиндра. При рабочем ходе масло под давлением оказывается в щели между поршнем и цилиндром, не давая им соприкоснуться, а сверху движутся поршневые кольца, которые снимают со стенок цилиндра излишек масла, оставляя лишь тонкую пленку. Она обеспечит смазку колец, а сама будет плотно прилегать к поверхности относительно холодного цилиндра и не сгорит во время вспышки рабочей смеси с температурой в тысячи градусов.
Именно через тонкий слой масла отводится тепло от поршня к поршневым кольцам, а от колец — к цилиндру. Еще на высоконагруженных моторах есть специальные масляные форсунки, которые льют масло на днище поршня, охлаждая его непосредственно. И, конечно же, без масла не обойтись в приводе ГРМ: масло смазывает подшипники скольжения распредвалов, кулачки привода и сами клапана.
А еще на многих современных моторах масло используется в гидрокомпенсаторах зазоров, в устройствах регулировки фаз ГРМ и изменения высоты подъема клапанов (например, в системах i-VTEC на Honda и VVT-i на Toyota). Уже из одного только простого перечисления областей работы масла видно, что от качества работы масла зависит жизнь всего мотора. Итак, основными его задачами в двигателе являются собственно смазка и работа в качестве жидкости гидродинамического подшипника, но не менее важной задачей является передача и отвод тепла.
Как и из-за чего портится масло?
В процессе работы масло изменяется под действием многочисленных факторов. Содержащиеся в нем присадки, обеспечивающие противозадирные, очищающие свойства и его вязкость, понемногу “изнашиваются” или просто используются. Под действием кислот меняется и сама основа масла. В разных двигателях соотношение различных причин постепенной деградации масла будет разным, но полный набор останется.
Высокие температуры
Понятно, что масло трудится в очень жестких условиях, его температура в картере может доходить до полутора сотен градусов даже в “гражданских” моторах, а тонкая пленка масла взаимодействует с открытым пламенем и не сгорает лишь потому, что обладает неплохой теплопроводностью и отводит тепло к массивному блоку цилиндров. И больше всего нагревается масло вовсе не на зеркале цилиндра, а в зоне поршневых колец, где оно воспринимает весь поток тепла от поршня к поршневым кольцам, и температуры часто подбираются к тремстам градусам на самых “проблемных” двигателях.
В зависимости от типа масла его основа при разрушении просто испаряется, образует лаковые отложения, масляный шлам и нагар, а попутно меняет свои характеристики по вязкости, температуре застывания и еще множество остальных. Таким образом, именно температурное воздействие является одной из основных причин изменения характеристик масла и его загрязнения продуктами распада.
Чем меньше масла в картере машины, чем выше рабочая температура двигателя, чем выше нагрузка на мотор, тем быстрее деградирует масло. Неисправности системы охлаждения, отсутствие обдува картера двигателя или масляного радиатора могут уменьшить ресурс масла в разы. На нагреве масла сказываются и конструктивные особенности мотора. Так, на коротких Т-образных поршнях компрессионные кольца обычно расположены в более горячей зоне, и омывающее их масло подвергается значительно большей тепловой нагрузке. Именно перегрев масла может являться основной причиной так называемой масляной чумы, которая стала проявляться последние годы — при этом масло “сворачивается” при температурах намного выше обычной его температуры потери текучести.
Картерные газы
Помимо воздействия высоких температур, на масло воздействуют еще и картерные газы. Они проникают через уплотнения поршней и создают в картере жесткий “коктейль” из серной, сернистой, азотной и азотистой кислот, которые образуются при взаимодействии продуктов сгорания топлива — водяного пара и окислов азота и серы. Вместе с ними в картер попадают различные сложные соединения, ведь в бензине содержится множество присадок и продукты их сгорания многообразны.
Тот выхлоп, что попадет в выпускной коллектор и пройдет через систему катализаторов, прежде чем улететь в атмосферу, значительно чище, чем та смесь, что попадает в картер. Множество агрессивной химии отлично взаимодействует с “масляным туманом” — распыленными частичками масла в двигателе, и понемногу “отравляет” его продуктами распада. Химия воздействует так же и на все полезные присадки, содержащиеся в масле.
А поскольку основным разрушающим фактором являются кислоты, то масло делают изначально щелочным, чтобы в процессе эксплуатации оно нейтрализовало поступающие кислоты и предохраняло двигатель (и само себя заодно) от разрушения. Характеристика масла, отвечающая за этот параметр, называется TBN (total base number).
Раньше, чем она была выше, тем на больший срок службы масла можно было рассчитывать. Например, у “грузовых” масел TBN может доходить до 16, а вот в маслах для легковушек, у которых срок службы прогнозируется куда меньше ста тысяч до замены, не превышает 8-11.
Но сравнительно недавно появилась тенденция к использованию малозольных масел, у которых пониженное щелочное число и пониженное количество присадок — противозадирных и стабилизирующих. Долго работать такое масло может лишь в самых новых двигателях и на бензине, соответствующем нормам “Евро 5-6”. При эксплуатации же в старом моторе на обычном бензине стандарта “Евро 3-4” даже дорогие малозольные масла будут меняться быстрее, чем более простые.
Отрицательно влияют на окисление масла сбои в работе системы вентиляции картера, работа на холостых оборотах, повышенная температура масла и плохое состояние поршневых колец. Особенностью работы дизельных моторов является избыток окислов азота NOх, а следовательно, и азотной кислоты в картерных газах. Именно поэтому масло в дизеле должно иметь большее щелочное число — падает оно куда быстрее, чем в бензиновом моторе.
Само топливо
В обычных условиях эксплуатации попадание бензина в масло не представляет особой угрозы. Смешивающийся с пленкой масла на стенках холодного цилиндра бензин при очередном движении поршня при пуске мотора попадает в масляный картер. Обычно объем незначителен, но если долго заводить холодный мотор, то бензина может попасть туда много — больше литра.
Но даже при холодном старте весь объем бензина успевает испариться после полного прогрева масла и не оказывает существенного влияния на характеристики масла. А руководства по эксплуатации советского периода так вообще советовали долить литр бензина в масло перед холодной ночью для снижения его вязкости.
К сожалению, сейчас все не так просто. Бензиновые моторы с впрыском часто не успевают толком прогреться за поездку. В отличие от карбюраторных машин, прогрев до полной температуры для начала движения не требуется, и им пренебрегают. Да и греются многие современные моторы слабо. А у двигателей с непосредственным впрыском есть и еще одна причина для попадания бензина в масло, причем в больших количествах. Механический насос высокого давления — ТНВД — часто пропускает топливо, причем постоянно, а не только при холодных запусках.