Прокачка сцепления
На большинство машинах используется гидравлический тип сцепления. Механическое сцепление устанавливается на авто ВАЗ 2108, 2109 и другие. Если у механического типа сцепления поломка, в основном, связана с обрывом тросика, то у гидро сцепления — это утечка тормозной жидкости. Эта система должна быть полностью герметична, потому что, если попадет хоть чуть-чуть воздуха в рабочий или главный цилиндры, или в трубки, работа сцепления будет нарушена.
Почему, если попадет воздух, работа нарушится? Потому что воздух сжимается в несколько раз больше, чем жидкость.
Причина нарушенной герметичности бывает или из-за слабо затянутых резьбовых соединений или разрыве трубок, патрубков. На этом рисунке изображена схема работы сцепления.
- 1 — главный цилиндр;
- 2 — компенсационное отверстие;
- 3 — прокладка штуцера;
- 4 — штуцер;
- 5 — стопорная пружинная шайба (гравер);
- 6 — поршень главного цилиндра;
- 7 — уплотнительное кольцо;
- 8 — поршень толкателя;
- 9 — крючок;
- 10 — ось педалей сцепления и тормоза;
- 11 — кронштейн педалей сцепления и тормоза;
- 12 — усиливающая пружина педали сцепления (сервопружина);
- 13 — оттяжной колпачок;
- 14 — ограничитель хода педали сцепления;
- 15 — педаль сцепления;
- 15 — педаль сцепления;
- 16 — толкатель;
- 17 — защитный колпачок;
- 18 — стопорное кольцо;
- 19 — перепускное отверстие;
- 20 — уплотнительное кольцо (кольцевой клапан);
- 21 — перепускное отверстие поршня;
- 22 — рабочий цилиндр;
- 23 — пружина;
- 24 — прокладка;
- 25 — пробка;
- 26 — внутренняя втулка педали;
- 27 — наружная втулка педали;
- 28 — распорная втулка;
- 29 — педаль тормоза.
Признаки неисправности системы
Воздух в контуре или цилиндрах может оказаться по трем причинам.
Во‐первых, водитель не уследил за уровнем технической жидкости в бачке. На стенках емкости имеются отметки Min и Max. Тосол или другая жидкость, соответствующая модели авто по характеристикам, должна находиться между этими метками.
Опускание уровня приводит к “заглатыванию” системой воздуха. Уменьшение объема технической жидкости связано с утечками.
Выявить утечки жидкости можно по каплям под моторным отсеком после длительной стоянки автомобиля. Заметив подобные следы важно найти источник и устранить течь.
Расширительный бачок сцепления
Во‐вторых, проникновение воздуха в систему возможно через плохо закрученные разъемы или нарушенные коммуникации. Течь в таком случае присутствует не всегда, но работа гидропривода ухудшается и понадобится прокачка сцепления.
В-третьих, сама техническая жидкость гигроскопична и впитывает влагу даже из воздуха в расширительной емкости. При частом нажатии на педаль (особенно тормозов) она нагревается и закипает. От этого в системе образуются дополнительные пузырьки воздуха, мешающие работе цилиндра.
Среди тревожных признаков, указывающих на наличие воздушных пробок в жидкости контура, следующие:
- Хруст. Неприятный звук раздается при переходе на повышенную или пониженную передачу. Водитель выжимает педаль сцепления, толкает рычаг кулисы в нужное место, но слышит сильный хруст. Иногда ощущается удар в руку. “Скорость” не включается, хотя педаль выжата в пол. Тогда педаль отпускается и выжимается повторно и все работает нормально. Это означает, что первого усилия от рабочего цилиндра недостаточно.
- Невозможно включить передачу. При выжатой педали сцепления “скорость” просто не включается даже в авто без движения. Здесь тем более необходима прокачка сцепления, поскольку магистраль сильно завоздушена.
- Педаль проваливается. “Мягкой” педаль становится ввиду сжатия жидкости вместе с воздухом, который потом находит выход. В результате нога проваливается, хотя до этого было ощущение, что педаль нажата до упора.
- Повышение уровня жидкости. Если ТЖ всегда была на одной отметке или постепенно понижалась в резервуаре — это нормально. Но увеличение уровня говорит о повышении объема. Если Вы не доливали жидкость в бак, значит изменения произошли из‐за завоздушивания и нужна прокачка сцепления.
Инструменты для прокачки
Как и для любой процедуры, прежде чем приступить к работам, надо подготовить необходимые инструменты и материалы.
Чтобы прокачать систему, надо приготовить:
- набор стандартных инструментов (гаечные ключи, пассатижи, отвертки и др.), которыми обычно пользуются при ремонтных работах;
- емкость, в которую будет сливаться тормозная жидкость;
- новую тормозную жидкость;
- шланг из резины, который будет подключаться к штуцеру, соответствующего диаметра. Желательно, чтобы шланг был прозрачным, тогда проще контролировать выход воздуха;
- какое-либо приспособление, с помощью которого можно зафиксировать педаль, если нет помощника и работы вы выполняете сами.
Чтобы качественно провести все работы, лучше позвать себе помощников, желательно знающего, как прокачать сцепление.