3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое нагрузочная вилка и как проверить аккумулятор с ее помощью

Что такое нагрузочная вилка и как проверить аккумулятор с ее помощью?

Значение аккумулятора в автомобиле сложно переоценить: он питает стартер во время запуска двигателя, а также другие электроприборы в зависимости от текущего режима работы. Чтобы устройство работало долго и исправно, водителю желательно следить за состоянием батареи. Для анализа характеристик АКБ используется нагрузочная вилка. Она позволяет не только оценить уровень заряда, но и работоспособность аккумулятора, имитируя запуск стартера двигателя.

  1. Описание и принцип работы
  2. Устройство нагрузочной вилки
  3. Виды вилок
  4. Что можно проверить?
  5. Подготовка аккумулятора к тестированию нагрузочной вилкой
  6. Тестирование аккумулятора нагрузочной вилкой
  7. Проверка без нагрузки
  8. Проверка под нагрузкой

Что такое нагрузочная вилка? Для чего она предназначена?

Нагрузочная вилка — устройство, предназначенное для измерения заряда 12-вольтного АКБ машины. Универсальные устройства могут работать с 24 – х вольтовыми АКБ.

По заявлению многих автовладельцев, этот прибор является надежным помощником в процессе проверки электрической части автомобиля. Найти такой нагрузочный прибор не составляет труда — он продается в любом автомобильном магазине.

В конструкцию изделия входит нагрузочный резистор, отличающийся большой мощностью, пара щупов, вольтметр и штырь.

Внешне простая вилка имеет следующий вид:

  • Металлический кожух;
  • Вольтметр (встраивается в корпус);
  • Одна или несколько спиралей (резистор/сопротивление).

К «плюсовому» выходу подключается провод с большим сечением, а выход вилки с «минусовым» зарядом коммутируется со штырем из металла, расположенным в задней части кожуха.

Статья в тему:  Нагрузка на подшипники качения таблица

На обратной стороне изделия имеется специальный зажим, позволяющий подключить нагрузочную вилку к АКБ машины.

На задней панели установлена пара гаек, применяемых для подключения спиралей (сопротивлений).

Инструкция по применению

У каждого устройства имеется собственная инструкция по применению. Она зависит от конструкции прибора. Этот документ надо внимательно изучить перед тем, как начать пользоваться вилкой. Но есть и общие моменты, характерные для всех ситуаций.

Подготовка аккумулятора

Перед началом измерений рекомендуется полностью зарядить аккумулятор. Если это затруднительно, надо, чтобы уровень запаса энергии был хотя бы 50% – так будут точнее замеры. Такой заряд (или выше) легко достигается при обычной езде без подключения мощных потребителей. После надо выдержать АКБ несколько часов без нагрузки, скинув провод с одной или обеих клемм (рекомендуется 24 часа, но можно и меньше). Тестировать АКБ можно, не снимая ее с машины.

Проверка нагрузочной вилкой со стрелочным вольтметром

Первый замер выполняется на холостом ходу. Минусовой вывод вилки «крокодилом» подключается к отрицательной клемме батареи. Плюсовой контакт надежно прижимается к положительному терминалу АКБ. По вольтметру считывается и запоминается (или записывается) значение напряжения на холостом ходу. Потом плюсовой контакт отключается (убирается с клеммы). Включается нагрузочная спираль (если их несколько – выбирается необходимая). Плюсовой контакт снова прочно прижимается к плюсовой клемме (возможно искрообразование!). Через 5 секунд считывается и запоминается второе напряжение. Более долгое измерение не рекомендуется во избежание перегрева нагрузочного резистора.

Статья в тему:  Полировка фар внутри своими руками

Таблица показаний

Состояние батареи определяется по таблице. По результатам замера холостого хода определяется уровень заряда. Напряжение под нагрузкой должно соответствовать этому уровню. Если оно ниже, значит, аккумулятор неисправен.

В качестве примера можно разобрать замеры и таблицы для батареи с напряжением 12 вольт. Обычно применяют две таблицы – для замеров холостого хода и измерений под нагрузкой, хотя можно объединить их в одну.

Напряжение, В12,6 и выше12,3-12,612,1-12,311,8-12,111,8 или ниже
Уровень заряда, %100755025

По данной таблице проверяется уровень заряженности батареи. Допустим, вольтметр показал на холостом ходу 12,4 вольта. Это соответствует уровню зарядки 75% (выделено желтым).

Результаты второго замера надо искать во второй таблице. Допустим, вольтметр под нагрузкой показал 9,8 вольт. Это соответствует тому же уровню зарядки в 75%, и можно сделать вывод, что АКБ исправна. Если замер дал меньшее значение, например, 8,7 вольт, это означает, что батарея неисправна и не держит напряжение под нагрузкой.

Напряжение, В10,2 и выше9,6 – 10,29,0-9,68,4-9,07,8 или ниже
Уровень заряда, %100755025

Далее надо снова замерить напряжение холостого хода. Если оно не вернулось к первоначальному значению, это дополнительно свидетельствует о проблемах с батареей.

Если есть возможность нагрузить каждую банку АКБ, можно вычислить неисправный элемент. Но в современных автомобильных батареях неразборной конструкции это мало, что даст. Также надо понимать, что падение напряжения под нагрузкой зависит от емкости батареи. Если значения замеров «на грани», надо учесть и этот момент.

Статья в тему:  Как включить дворники на калине

Советы по работе в следующих видео.

Как считывать показания.

Отличия в использовании цифровой вилки

Существуют вилки, оборудованные микроконтроллером и цифровым индикатором (их называют «цифровыми» вилками). Их силовая часть устроена так же, как и у обычного прибора. Измеренное напряжение выводится на индикатор (подобный мультиметру). Но функции микроконтроллера обычно сводятся не только к индикации в виде цифр. На самом деле такая вилка позволяет обойтись без таблиц – сравнение напряжений на холостом ходу и под нагрузкой выполняется и обрабатывается автоматически. По итогам замеров контроллер выдаст результат диагностики на дисплей. Также на цифровую часть возложены и другие сервисные функции – хранение показаний в памяти и т.п. Такая вилка намного удобнее в эксплуатации, но и стоимость ее выше.

Нагрузочная вилка: назначение и конструкция

Нагрузочная вилка – очень простой и полезный прибор, который можно приобрести в каждом магазине запасных частей и аксессуаров для автомобиля или сделать самостоятельно.

Назначение

Нагрузочная вилка применяется для диагностики автомобильного аккумулятора. Устройства бывают:

  • обычные, которые используют для проверки АКБ напряжением 12 вольт;
  • универсальные, с их помощью можно тестировать накопители напряжением 24 вольта.

Проверка АКБ нагрузочной вилкой позволяет точно и своевременно контролировать состояние батареи: уровень ее заряда и работоспособность в целом.

Справка. Этот метод измерения заряда источника энергии самый точный из всех существующих.

С помощью высокочастотного вольтметра нагрузочной вилки можно проверить исправность генератора транспортного средства.

Внимание! Чтобы не стать жертвой недобросовестного продавца, при покупке автомобиля на вторичном рынке надо обязательно провести проверку аккумулятора нагрузочной вилкой.

Как устроена нагрузочная вилка

Существует большое разнообразие моделей этого измерительного прибора. Они различаются наличием дополнительных узлов и количеством функций.

Статья в тему:  Как заменить лампу стоп сигнала

Обычная вилка для проверки аккумулятора состоит из следующих основных деталей:

  1. Металлического корпуса.
  2. Цифрового или аналогового вольтметра.
  3. Одного или двух резисторов, создающих нагрузку и выполненных в форме спирали.
  4. Толстого провода с клеммой типа «крокодил», который присоединен к положительному выходу.
  5. Металлического штыря или щупа, который подключен к отрицательному выходу.

На задней стенке прибора находятся специальные гайки. Они предназначены для подключения нагрузочных резисторов. Для тестирования аккумулятора автомобиля маленькой емкости подключают одну спираль, в противном случае используют оба сопротивления.

Справка. Возможности нагрузочной вилки резко возрастают, если в ее состав включен амперметр. Такие модели позволяют измерять большое количество самых разных параметров и характеристик электрической части автомобиля.

Как правильно проверить аккумулятор?

Замер показаний тестером состоит из двух этапов. Первоначально измеряются показания вольтметра без нагрузочного сопротивления. На втором этапе, нагрузочное сопротивление включается. Полученные результаты сравниваются, и на их основании делается вывод о состоянии аккумулятора.

Перед тем, как приступить к замерам аккумулятора этим прибором, внимательно ознакомьтесь с некоторыми правилами:

  1. Двигатель не должен работать как минимум 6 часов перед проверкой. Лучше всего снимать показания после того, как машина простояла ночь в гараже (на улице).
  2. Уровень электролита должен быть в норме. Это касается каждой банки. Если его уровень ниже нормы, доведите до нормы, путем добавления дистиллированной воды.
  3. Плотность электролита должна быть в пределах 1,27 гр/см3 при умеренном климате и в пределах 1,34 гр/см3 в условиях пониженной температуры (мороза)
  4. Все пробки батареи должны быть плотно закручены.
  5. Не подключайте измерительную вилку к АКБ более, чем на 10 секунд – это может вывести ее из строя.
  6. Клеммы аккумулятора должны быть полностью очищены от окиси.
  7. Для легкового авто подойдет использование одной спирали сопротивления, так как аккумуляторы таких машин небольшой емкости. Для АКБ грузовых авто и спецтехники придется использовать две спирали сопротивления, так как батареи в таком транспорте повышенной емкости, не 12v а 24v.
Статья в тему:  Не загорается датчик масла при включении зажигания

Измерение под нагрузкой

Правильная проверка аккумулятора осуществляется двумя способами: без нагрузки и с нагрузкой. Изначально рассмотрим вариант с нагрузкой.

Измерять данным способом показания, можно только в случае неполной (75% и ниже) зарядки аккумулятора. Частое измерение таким способом негативным образом влияет на состояние батареи, поэтому не рекомендуется проводить его часто. Проверка АКБ под нагрузкой дает информацию об общей исправности источника питания.

Порядок действий выглядит следующим образом:

  1. В заглушенной машине включите на несколько минут фары, затем отключите их и через пару минут можно приступать к снятию измерений.
  2. Подсоедините минусовой провод к клемме «минус» на аккумуляторе, а плюсовой с подсоединенным правым электродом – к клемме «плюс» на 5-7 секунд, за время которых вы должны определить значение, которое показал вольтметр.
  3. Сравните показания с таблицей, приведенной внизу данной статьи.

Важно! При снятии замеров, непременно произойдет нагревание штекера, поэтому повторное снятие показаний возможно только через 10-15 минут. Также, при контакте электрода с клеммой появятся искры – это тоже нормальное явление, которого не стоит опасаться.

Проверка АКБ без нагрузки

Очень полезная процедура, которая поможет автолюбителю определить, нужна батареи подзарядка или нет, причем это можно сделать в любом месте.

Порядок действий следующий:

  1. Включите на 3-5 минут фары автомобиля на ближнем свете, после чего выключите их и подождите 1-2 минуты.
  2. К предварительно очищенным клеммам АКБ подсоединяется прибор, при правильном сочетании полярности. Минусовой провод – к клемме «минус» на батареи, а плюсовым проводом с подсоединенным к нему электродом (левым) – к клемме «плюс».
  3. Запоминаем показания и сравниваем их с таблицей, описанной ниже.
Статья в тему:  На какой скорости срабатывают подушки безопасности

Данный способ помогает с легкостью определить уровень заряда батареи вашего авто, главное – не перепутать полярность подсоединения нагрузочной вилки к клеммам источника питания.

Что такое нагрузочная вилка и как она работает?

В самом простом варианте исполнения нагрузочная вилка для проверки автомобильных аккумуляторов состоит из следующих обязательных пяти элементов:

  1. Вольтметр.
  2. Нагрузка.
  3. Силовые контакты.
  4. Тестовая кнопка.
  5. Корпус.

Схема прибора выглядит следующим образом.

Вольтметр выполняет всего две функции. Во-первых, отображает напряжение на клеммах аккумуляторной батареи без нагрузки. Во-вторых, делает то же самое, но уже с нагрузкой. Первая функция позволяет предварительно оценить уровень заряженности АКБ. Вторая — служит для оценки способности аккумулятора держать нагрузку.

Собственно, сама нагрузка — это резистор определенного сопротивления, выполненный из тугоплавкого металла. Чаще всего представляет собой сложенную зигзагом (чтобы уместить длинную деталь в компактный корпус) пластину. Её параметры подбираются в зависимости от того, какой силы ток требуется «выжать» из АКБ. Сделать это очень просто. Зная номинальное напряжение тестируемого аккумулятора и ток нагрузки, по закону Ома подбирается соответствующее сопротивление. В целом, задача нагрузки — имитировать потребление энергии стартером.

Силовые контакты — как правило, один толстый (и короткий) провод с зажимом типа «крокодил», а также металлический щуп, вмонтированный прямо в корпусе нагрузочной вилки. Кстати, вилкой инструменты этого типа называются потому, что раньше силовых щупов было два, и они отдалённо напоминали внешним видом этот столовый прибор. Контакты подсоединены напрямую к вольтметру, а также через кнопку к нагрузке.

Статья в тему:  Как установить блютуз на магнитолу

Работает нагрузочная вилка следующим образом. Как только оба силовых контакта подсоединяются к клеммам аккумуляторной батареи, вольтметр показывает напряжение без нагрузки. Далее, если нажать на тестовую кнопку, в цепь включается силовая нагрузка, имитирующая автомобильный стартер в работе. Вольтметр, при этом, показывает напряжение на клеммах АКБ, и по этим значениям можно определить его просадку.

Заключение

Узнав, что такое нагрузочная вилка для аккумулятора, как работает ее конструкция, водитель сможет использовать прибор на практике. С его помощью определяется заряженность АКБ. При подключении водитель получает информацию о текущем состоянии батареи и ее исправности. Данную процедуру часто проводят перед наступлением зимы. Для бортовой диагностики предназначен встроенный вольтметр.

Самыми востребованными моделями на рынке можно назвать Орион и Автоэлектрика. Эти приборы отличаются качеством, ценой и высокой надежностью. При желании автовладелец может смастерить вилку самостоятельно, используя подручные средства и детали. Процесс изготовления устройства описан подробно. Главное в этом деле грамотно выстроить электрическую цепочку, проведя расчеты. В противном случае, механизм не будет функционировать и выдавать результат.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: