6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой должен быть уровень электролита в АКБ на 50, 60, 75, 190 А*Ч, как проверить и залить

Какой должен быть уровень электролита в АКБ на 50, 60, 75, 190 А*Ч, как проверить и залить

Каждый гражданин знает о принципе работы аккумулятора, установленного в его машине. Составной частью АКБ является электролит – раствор серной кислоты в дистиллированной воде, который обеспечивает протекание нужных электрохимических реакций для должного функционирования аккумуляторной батареи. Владельцу машины необходимо тщательно следить за уровнем раствора и его плотностью, чтобы избежать поломки АКБ и возможных проблем, связанных с ее эксплуатацией.

Как должно быть в норме?

Свинцовый аккумулятор — перезаряжаемый источник электрического тока. Он производится уже более 100 лет, так как имеет простую конструкцию, популярен и легко производится современной промышленностью. За сотню лет он претерпел множество изменений, но даже сейчас появляются новые технологичные решения.

В основе работы аккумулятора чаще всего лежат окислительно-восстановительные реакции, происходящие между свинцовыми пластинами и раствором серной кислоты. При разрядке электроны серной кислоты связываются с атомами пористого свинца, при зарядке свинец высвобождается обратно, количество ионов в растворе кислоты повышается и плотность электролита увеличивается.

Соотношение дистилированной воды и серной кислоты в автомобильном АКБ подбирается для наиболее оптимального прохождения процессов заряда — разряда. Наилучшая плотность должна составлять 1.27 г/см 3 . У разряженного аккумулятора плотность значительно ниже — зимой батарея даже может замерзнуть, если будет сильно разряжена. Но в целом плотность колеблется вокруг значения в 1,27 г/см 3 .

Статья в тему:  Как правильно зашумовать машину видео

При работе внутри АКБ плотность и уровень электролита оказываются взаимосвязаны. Меньше объём электролита — выше плотность, и наоборот. Если регулярно не проверять уровень электролита, то он может стать ниже уровня свинцовых пластин.

Важно! Эксплуатация батареи с оголенными свинцовыми пластинами приведет к необратимой поломке.

Какой уровень должен быть в норме? — Нормальный уровень электролита — 10-15 мм над свинцовыми пластинами. Его достаточно, чтобы при движении автомобиля пластины были полностью погружены в электролит. При изменении уровня электролита баланс реакций нарушается, что приводит как минимум к быстрому износу АКБ. Низкий уровень электролита почти всегда является признаком повышения плотности электролита.

Роль кислоты в аккумуляторной батарее автомобиля

В предыдущем разделе было описано, из чего состоит электролит автомобильного аккумулятора. Теперь поговорим о том, какую роль играет серная кислота в работе АКБ. Аккумулятор автомобиля состоит из пластикового корпуса, свинцовых пластин разной полярности и электролита, в который они погружены. Конструкция пластин предусматривает наличие токоотводящих свинцовых решёток. В зависимости от типа батареи в материале решёток могут присутствовать различные легирующие добавки. Электролит в корпусе залит до определённого уровня, о котором подробнее будет сказано ниже.

Конструкция автомобильного аккумулятора

На аноде (положительный электрод) протекает обратимая реакция:

На катоде (отрицательный электрод):

В прямом направлении идёт разряд, в обратном ─ заряд аккумулятора.

Степень заряженности батареи можно определить по величине плотности электролита. В полностью заряженной АКБ плотность по банкам колеблется от 1,127 до 1,300 гр/см 3 . Когда вышеописанные реакции идут в прямом направлении, кислота в аккумуляторе автомобиля расходуется, и плотность электролита уменьшается. Этот процесс идёт до того момента, пока через батарею проходит разрядный ток. Напряжение на выводах АКБ поддерживается за счёт процесса диффузии серной кислоты к электродам из раствора.

Статья в тему:  При оборотах загорается давление масла

Плотность электролита может меняться и по другой причине. В жаркую погоду температура под капотом может подниматься выше 100 градусов по Цельсию. В результате нагрева уровень электролита в аккумуляторе падает.

Объём уменьшается в основном за счёт испарения дистиллированной воды. В результате меняется плотность и, что ещё хуже, оголяются пластины. Поэтому требуется контролировать уровень и доливать воду.

Тестирование устройства

Точной информации о том, какой должен быть уровень электролита в аккумуляторе нет, так как все варианты исполнения обладают определенной емкостью. Проверку количества жидкости следует проводить исключительно в пожаробезопасном помещении с хорошей вентиляцией. Это связано с тем, что кислота может выделять вредный газ и быстро возгораться. Порядок действия следующий:

  1. Практически все корпуса АКБ имеют пробки, которые следует выкрутить. Не рекомендуется использовать отвертку, так как ей можно повредить поверхность. При изготовлении пробок применяется полимер. Он характеризуется высокой устойчивостью к воздействию различных кислот.
  2. Контроль уровня жидкости можно проверить при помощи стеклянной трубки. Она опускается в батарею через пробку.
  3. На момент замера верхнюю часть трубки прикрывают пальцем. После этого она достается и проводится замер уровня жидкости.

Современные модели имеют на корпусе обозначения Min и Max. Они могут использоваться для определения уровня электролита. Нормальный показатель при использовании стеклянного стержня составляет 12−15 мм. Если при замере показатель менее 12 мм, то использовать аккумулятор категорически запрещается, так как нагрузка приведет к испарению жидкости и разрушению пластин.

Статья в тему:  Чем смазать тормозные цилиндры под пыльником

Что делать если низкий уровень электролита

В случае падения уровня электролита его необходимо будет долить. Для начала стоит залить дистиллированную воду и поставить аккумулятор на зарядку. Если плотность не начнет повышаться, то можно попробовать слить всю жидкость и полностью заменить электролит.

Иногда АКБ разряжается до такой степени, что доливка новой смеси может быть нецелесообразной. Если элемент прослужил не долго, то сделать такую процедуру можно. Но это не всегда работает на старых батареях. Они приходят в негодность, если эксплуатируются на электролите с низким щелочным уровнем.

Остались вопросы по уровню электролита или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.

Почему важно отслеживать уровень электролита

Отклонение значения объёма электролита в источнике тока от нормы может существенно повлиять на его работоспособность. Так, недостаток жидкости говорит об испарении воды и, следовательно, повышении концентрации кислоты. В связи с этим происходит процесс кристаллизации и окисления пластин, что увеличивает сопротивление внутри батареи.

Если снижение уровня раствора произошло до такой степени, что заметны верхние части пластин, в процессе зарядки это может привести к их сильному разогреву и осыпанию через 3-6 месяцев использования.

Когда электролита в банке батареи не хватает, чтобы закрыть пластины, ёмкости аккумулятора может быть недостаточно для его работы.

Статья в тему:  Поднимает краску на авто при покраске

Высокий уровень жидкости в аккумуляторе может так же навредить работе устройства. Обычно увеличение объёма жидкости сопровождается уменьшением плотности. Это происходит, если пользователь при заправке аккумулятора не соблюдает водный баланс. При отклонении от нормы плотности температурный диапазон работоспособности заметно снижается, и электролит может замёрзнуть при небольших минусовых температурах. Если батарея эксплуатируется в зимний период года и жидкость внутри застынет, корпус может разрушиться, и АКБ придётся заменить.

Как измерить

Одни из важных факторов, влияющих на долголетие аккумулятора, является регулярность его обслуживания. В число сервисных операций обязательно входит проверка уровня электролита.

Уровень

Самая простая ситуация, если корпус АКБ сделан из прозрачного пластика. В этом случае на него обычно наносятся метки минимального и максимального пределов содержания электролита. Но в большинстве случаев корпус непрозрачный, поэтому придется проводить проверку другим способом.

Контроль проводится во всех банках поочередно. Аккумулятор можно не снимать с автомобиля, но для удобства можно и демонтировать. Главное – соблюсти горизонтальность установки при проверке. У каждого элемента вывинчивается пробка.

Дальше понадобится любая мерный инструмент с делениями соответствующего размера (например, специальная стеклянная палочка). Она погружается в отверстие до тех пор, пока не упрется в пластину. По шкале можно считать уровень жидкости в аккумуляторе. Он должен быть не менее 1 см и не более 1,5 см.

Если палочки с делениями нет, подойдет прозрачная трубочка небольшого диаметра из стекла или пластика. Ее надо погрузить в электролит до упора, заткнуть пальцем верхнее отверстие, вынуть и замерить уровень столбика жидкости.

Статья в тему:  Какое трансмиссионное масло гуще

Погружать в кислотосодержащую жидкость можно только предметы из химически инертных материалов (стекло, пластик и т.п.). Нельзя пользоваться металлическими палочками и трубочками, чтобы исключить химическую реакцию с последующим загрязнением электролита ее продуктами.

Если окажется, что электролита в каждой банке достаточно, можно завернуть пробки (это надо делать с усилием, чтобы обеспечить герметичность) и эксплуатировать аккумулятор дальше. Лучше перед началом работы еще проверить напряжение на клеммах батареи и при необходимости подзарядить ее до номинального значения.

Если уровень жидкости отличается от нормы или даже видны непокрытые электролитом рабочие части пластин, надо принимать меры. Чтобы эти меры были эффективными и не привели к порче батареи, надо выполнить замер плотности электролита.

Контрольный замер плотности лучше сделать и при нормальном уровне жидкого реагента.

Плотность

Идеальные условия для тестирования – полностью заряженный аккумулятор (хотя бы до 12 в) и температура около 25 град. С. В этом случае достоверность показаний будет наибольшей. Плотность измеряется с помощью ареометра. Возможны два варианта:

  • ареометр со шкалой встроен в стеклянный сосуд с резиновой грушей для забора жидкости такой прибор еще называют денсиметром);
  • ареометр выполнен в виде отдельного прибора.

Принципиально измерение плотности в обоих вариантах одинаково, хотя есть небольшое различие в методике. Во втором случае надо позаботиться о наличии сосуда для измерений (из химически инертного материала) и инструмента для забора (груша с трубкой, шприц и т.п.), если они не входят в комплект ареометра.

Статья в тему:  Электрический спидометр на ваз

Если комплект прибора комбинированный, надо с помощью груши набрать потребное количество электролита (так, чтобы ареометр внутри колбы свободно всплыл) и определить показания по шкале по линии водяного столбика. Потом электролит надо вернуть в банку.

Если ареометр отдельной конструкции, надо забрать грушей или шприцем необходимое количество жидкости и перелить ее в сосуд. Потом погрузить туда ареометр и считать значение плотности.

Нормой для средней полосы считается плотность 1,25..1,27 г/куб.см. Для более жарких регионов можно принять за норму 1,24..1,26 единиц плотности, для холодных – 1,26..1,28 г/куб.см. Для районов Крайнего Севера плотность должна быть повышена до 1,27..1,29 г/куб.см. При повышении температуры, при которой проводится замер, плотность падает, при уменьшении – увеличивается. Это надо учитывать, ведь не всегда условия тестирования будут идеальными.

После выполнения замера надо провести небольшой анализ ситуации. Если уровень ниже установленной границы, а плотность выше, значит, потеря объема произошла из-за испарения или кипения электролита. В этом случае восстанавливать количество реагента добавлением электролита нельзя. Это приведет к эксплуатации батареи с повышенной концентрацией кислоты. Надо «разбавить» электролит водой. Уровень воды при доливе не должен превышать максимальную отметку для данного аккумулятора.

Для нормирования плотности электролита можно применять только дистиллированную воду. Она свободна от солей и других веществ, содержащихся в обычной воде в растворенном виде. При выпадении в осадок эти примеси осядут на пластинах АКБ в нерастворимом виде, уменьшат эффективную площадь пластин и приведут к снижению емкости.

Так как снижение количества жидкости этом случае происходило большей частью за счет испарения воды, плотность электролита должна восстановиться. Но для полной уверенности можно сделать контрольный замер.

Статья в тему:  Блок предохранителей ваз 2107 карбюратор схема нового

Если же объем жидкости уменьшился, а плотность осталась в норме, надо вспомнить, не было ли явного проливания электролита. Если не было, надо поискать трещину или отверстие в корпусе, через которое просачивается жидкость. Это можно делать с помощью раствора поваренной соды – в результате контакта с кислотой начнется химическая реакция с выделением газов и образованием пены. Так можно увидеть малозаметное место повреждения. После устранения проблемы можно восстановить уровень электролита в автомобильном аккумуляторе доливкой электролита. Его можно купить в автомобильном магазине. По окончании процедуры также не помешает контрольный замер и цикл разряд-заряд.

Автомобильные батареи, требующие контроля состояния жидкого реагента, еще долго не уйдут с рынка из-за относительно низкой стоимости и возможности восстановления работоспособности (в определенных случаях). Залогом длительной успешной работы является регулярные проверки уровня и плотности электролита.

Особенности необслуживаемых аккумуляторов

На автомобильном рынке существует такое понятие, как необслуживаемые аккумуляторы. Пусть их название не вводит вас в обман — в обслуживании они всё же нуждаются. Эти устройства обладают следующим набором отрицательных особенностей, которые делают покупку необслуживаемых АКБ уже не такой удачной:

  • процесс замера количества жидкости затруднён, в некоторых случаях даже является невозможным;
  • плотность жидкости измерить не представляется возможности, даже гидрометр не помогает;
  • стабильная и длительная работа батареи возможна лишь при наличии безупречной электрической сети и стабильного уровня всех выдаваемых характеристик.
Статья в тему:  Как регулировать сцепление на ваз 2109

В таких батареях очень низкий расход воды, потому её добавление требуется крайне редко. Если же всё-таки ситуация возникла, то придётся изрядно попотеть, чтобы добиться положительного результата и не испортить устройство. Действовать необходимо следующим образом:

  • снимаем наклейку с корпуса, крышку не демонтируем, поскольку установка её на прежнее место является практически невыполнимой задачей;
  • при помощи шила делаем в корпусе отверстие для каждой банки на месте расположения следов от штамповки, предварительно очистив их от загрязнений, чтобы они не попали внутрь;
  • при помощи шприца заливаем внутрь воду, обязательно дистилированную, в небольших количествах;
  • после доливки воды нужно вернуть корпусу прежнюю герметичность, для этого можно воспользоваться герметиком, паяльником, специальными заглушками или пробками.

Полезные советы

Отметим, что после любых манипуляций следует регулярно осматривать и проверять аккумулятор. Если АКБ «кипит», видны потеки по корпусу и т.д., следует еще раз проверить уровень электролита, а также отдельно проверять генератор и реле-регулятор.

Что касается долива, нельзя лить кислоту или готовый электролит. Заливать нужно только воду. Также важно измерить плотность электролита в аккумуляторе до и после зарядки батареи, так как высокое содержание кислоты еще больше сократит срок службы АКБ.

Напоследок отметим, что аккумулятор нужно держать чистым. Следует удалять отложения на корпусе, так как они пропитываются кислотными испарениями. Также грязь приводит к ускоренной коррозии находящихся поблизости деталей из металла.

Статья в тему:  Езда без одного номерного знака

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: