Развитие автопрома в Казахстане
Бытует мнение, что в советское время автомобильной промышленности как таковой в Казахстане не существовало, однако в республике функционировало несколько крупных предприятий, занимающихся ремонтом транспортного состава, а также выпускающих автомобильные детали и спецтранспорт на базе уже существующих машин. К примеру, в середине прошлого века на Алма-атинском ремонтно-кузовном заводе выпускали автобусы ГАЗ-651, в основу которых легло шасси ГАЗ-52.
С конвейера Второго авторемонтного завода сходили машины с открытым кузовом, которые поставлялись в курортный город Медео и предназначались для обслуживания туристической сферы. Там же выпускали автомобильные прицепы различных моделей и конфигураций. Завод им. Крючкова, находящийся в ведении Минбыта, наладил выпуск автолавок, а также специализированных бытовок – так называемых автомобилей службы была.
Начиная с 1968, на производственных мощностях Сайрамского ремонтно-механического завода была налажена сборка автобусов «Казахстан-1», в основу которых легло шасси ГАЗ-51А. Позже там же производили передвижные бани – беспрецедентное творение советского автопрома. Базировались эти транспортные средства на шасси ЗИЛ-157К.
В Усть-Каменогорске выпускали автобусы для обслуживания горнодобывающих шахт, а в Алма-Ате на опытно-экспериментальном заводе разработали полностью оборудованные автомобильные фургоны для восполнения нужд отрасли дорожного строительства и ремонта. В Уральске и Щучинске делали автоцистерны и топливозаправщики, в г. Актобе – рентген-кабинеты на передвижной платформе, которые нередко используются даже сейчас.
На Уштобинском заводе изготавливали автоцистерны для транспортировки питьевой воды, а на заводе в Целинограде наладили выпуск самосвалов на ЗИЛовских шасси. Здесь же, правда, на другом предприятии, именуемом «Целинэнергоремонт», с конвейеров сходили электроподстанции на колесах и телескопические автовышки.
Предприятия, выпускающие автодетали и комплектующие, а также выполняющие капитальный ремонт и переоснащение транспортных средств, функционировали в целом ряде городов, таких как Актюбинск, Петропавловск, Гранитогорск и пр.