Замена масла в гидроусилителе руля: частичная и полная
Замена масла в гидроусилителе руля: частичная и полная
Замена жидкости ГУР является неотъемлемой частью технического обслуживания автомобиля, оборудованного гидравлическим усилителем руля.
Многие автомобильные системы являются гидравлическими, то есть работают по принципу давления жидкости. Объем и состояние этой жидкости является критически важным для безаварийной эксплуатации транспортного средства.
Может произойти утечка масла из ГУР, оно может потерять свои эксплуатационные характеристики в результате частого перегрева, появления в нем выработки или иных причин. Плохое состояние жидкости проявляется в затрудненном повороте рулевого колеса, появлении постороннего шума и гула со стороны насоса ГУР.
Зачем нужно масло в гидроусилителе руля
Масло в ГУР выполняет роль рабочего тела, переносящего энергию между насосом, приводящимся во вращение от коленчатого вала, к силовому исполнительному устройству, в роли которого выступают снабжённые системой клапанов гидроцилиндры.
Гидронасос лопастного или плунжерного типа создаёт значительное давление масла, которое поступает по армированному шлангу к золотниковому распределителю, он и решает, к какой стороне поршня рабочего цилиндра подавать жидкость, чтобы скомпенсировать часть реактивного усилия от управляемых колёс на руль.
Таким образом, водителю остаётся только вращением руля обозначить желаемое направление поворота колёс, а основную силу сформирует давление масла на поршень. Угол закручивания торсиона в распределителе определяет необходимый коэффициент усиления.
Нужный запас масла хранится в расходном бачке, соединённом с насосом шлангом низкого давления. Сюда же сливается жидкость из обратной магистрали.
Сколько литров потребуется
Объём используемого масла в гидроусилителе руля для разных автомобилей отличается. Точную информацию можно найти в технической документации по обслуживанию автомобиля.
Там же указаны регламентированные сроки по замене. Некоторыми производителями периодичность замены масла в ГУР не устанавливается. Смазка рассчитана на весь период эксплуатации.
Замену все же рекомендуется производить не реже 100 000 км пробега. Либо раз в 3-4 года. Периодически производить диагностику, и если нужно, менять внепланово.
В зависимости от способа замены может понадобиться от 1 до 2 литров жидкости для среднестатистического легкового автомобиля. Узнать, как выбрать подходящее масло для гидроусилителя руля, можно прочитав эту статью.
Какое масло заливать в гидроусилитель
Каждый автопроизводитель рекомендует свое масло для ГУР. Отчасти это своеобразный маркетинговый ход, но при необходимости можно найти аналог.
Прежде всего – минеральное или синтетическое масло? Чаще всего минеральное, так как оно бережно относится к резиновым элементам. Синтетика используется редко по допуску производителя.
Также в системах ГУР могут применяться специальные жидкости для гидроусилителей PSF (Power Steering Fluid), чаще всего они зеленого цвета, трансмиссионные для АКПП – ATF (Automatic Transmission Fluid) красного цвета. К ATF относится и класс Dexron II, III. Универсальные масла желтого цвета от Daimler AG, которые часто используются в Мерседес и других марках этого концерна.
В любом случае, автовладельцу не стоит экспериментировать и заливать только рекомендованную марку или ее надежный аналог.
Пошаговая инструкция
Рекомендуется доверить задачу по замене масла в гидроусилительной системе специалистам – автомобильным механикам-гидравликам. Это позволит не сомневаться в качестве выполненных работ и получить автомобиль с исправно работающим механизмом в сжатые сроки. Но если вы боитесь доверять сервисным центрам, а желаете получить бесценный опыт от самостоятельного решения поставленной задачи, следуйте простой инструкции.
Существует два варианта для замены масла: частичная и полная. В обоих случаях потребуется подготовить:
- Совместимую жидкость для гидроусилителя. Рекомендуется использовать продукцию от тех брендов, которые прописаны в технической документации к автомобилю. В большинстве случаев производитель упоминает название типа масла и прочие нюансы.
- 20-кубовый шприц и резиновую трубочку для откачивания отработанной смеси из резервуара.
- Лейку (в случае если планируется полная замена).
- Емкость со шкалой объема, чтобы определить, сколько масла было слито.
Частичная замена производится по такому алгоритму:
- Снимаем крышку с резервуара гидроусилителя.
- С помощью шприца и надетой трубочки извлекаем масло – выливаем его в резервуар со шкалой.
- удаления старого масла заполняем бачок свежей порцией до максимальной отметки.
Запускаем силовой агрегат и дожидаемся расхождения масла по системе, а затем возобновляем его запас. Необходимо повторять действие до тех пор, пока смесь не перестанет выходить из емкости. - Если вы определили, что масло перестало уходить, необходимо приступить к плавному вращению руля в крайнее правое положение, а затем влево.
- Остается выключить двигатель и продолжить вращать руль. Если он двигается легко, значит, гидросистема получила свежую порцию масла.
Полная замена
В случае полной замены масла следует пригласить помощника, поднять переднюю часть авто с помощью домкрата, чтобы колеса быстрее проворачивались при прогонке масла. Дальше надо снять крышку ГУР-бака и выкачать масло, как в предыдущей инструкции. После этого можно ослабить хомуты на шлангах бачка и снять их вместе с резервуаром. Перед вами будут размещены шланги-маслопроводы: один идет от насоса ГУР, а второй – от рулевой рейки.
Помощнику необходимо начать вращать руль, постепенно поворачивая колеса. Это позволит откачать мало из гидросистемы. Если смесь окончательно слита, нужно подсоединить шланг от насоса и небольшими порциями влить масло. Помощник должен продолжать вращения, а когда в бачке окажется чистая смесь, следует остановиться, вернуть шланги на место и закрепить с помощью хомутов.
Остается долить масло до максимальной отметки, снять домкрат и завести двигатель.
Видео о замене жидкости ГУР: