Двигатель ВАЗ-21083
Первенец восьмого семейства ДВС ВАЗ-2108 был не плохим мотором, но ему не хватало мощности. Перед конструкторами была поставлена задача – создать новый силовой агрегат, но с одним условием – требовалось сохранить габаритные размеры базового ВАЗ-2108. И она оказалась выполнимой.
В 1987 году увидел свет новый двигатель – ВАЗ-21083. По сути это был модернизированный ВАЗ-2108.
Основное отличие от базовой модели заключалось в увеличении диаметра цилиндров до 82 мм (против 76 мм). Это позволило повысить мощность до 73 л. с.
Устанавливался на автомобили ВАЗ:
- 2108 (1987-2003);
- 2109 (1987-2004);
- 21099 (1990-2004).
Модификации двигателя можно встретить на других моделях ВАЗ (21083, 21093, 2113, 2114, 2115) выпускавшихся до 2013 года.
Блок цилиндров чугунный, не гильзованный. Внутренние поверхности цилиндров подвергнуты хонингованию. Особенность заключается в отсутствии протока ОЖ между цилиндрами. Кроме этого, производителем принято решение окрашивать блок в синий цвет.
Коленчатый вал изготовлен из высокопрочного чугуна. Коренные и шатунные шейки проходят специальную термообработку ТВЧ. Крепится на пяти опорах.
Поршни алюминиевые, с тремя кольцами, два из которых компрессионные, одно маслосъемное. Верхние кольца хромированные. В днище поршня залита стальная пластина для снижения тепловых деформаций.
Специальные выемки в верхней части предотвращают контакт с клапанами в случае обрыва ремня привода ГРМ.
ГБЦ отлита из алюминиевого сплава. В верхней части закреплен распредвал с клапанным механизмом. Головка от базовой отличается увеличенными каналами для подачи рабочей смеси в цилиндры. Кроме этого впускные клапана имеют больший диаметр.
Система питания топливом – карбюратор, поздние выпуски оснащались инжектором.
Впускной коллектор взят с базовой модели, в чем проявился просчет конструкторов. Из-за этой оплошности качество топливной смеси для форсированного ВАЗ-21083 было не удовлетворительным.
Система зажигания бесконтактная.
В остальном мотор был идентичен базовой модели.
Специалисты ВАЗа отмечают чувствительность двигателя к малейшим отступлениям от требований к качеству материалов и обработке деталей. Это замечание важно учитывать при ремонте агрегата.
Если сказать проще – использование аналогов узлов и деталей приведет к отрицательному результату.
Технические характеристики мотора ВАЗ 21083 1.5 литра
Самые важные параметры этого двигателя нами сведены в единую таблицу.
Марка двигателя | 21083 |
Система питания | карбюратор |
Тип двигателя | рядный |
Объем двигателя | 1499 см³ |
Кол-во цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Ход поршня | 71 мм |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Степень сжатия | 9.9 |
Мощность | 73 л.с. |
Крутящий момент | 106 Нм |
Экологические нормы | Евро 0 |
Особенности двигателя
ВАЗ 21083 (карбюратор) имеет несколько характерных черт, которые важно знать владельцу «восьмерки». Описание некоторых особенностей двигателя:
- Стоит отказаться от применения для данной модели низкооктанового топлива. Это негативно сказывается на работе карбюратора. Изначально мотор создавали для 93 бензина.
- Вад расположен сверху, что позволяет избавиться от инерционных моментов.
- Двигатель имеет ременной привод — автовладельцу стоит менять направляющие ролики и сам ремень через каждые 50 тыс. км.
- В этой серии агрегатов диаметр поршня был увеличен до 82 мм.
- Надежность мотора объясняется его конструкцией. Если обрывается приводной ремень, движущиеся поршни не соударяются с клапанами. Также это позволяет облегчить капитальный ремонт двигателя.
Кроме того, агрегат отличается небольшим весом и экономичностью. Такие особенности пришлись по вкусу многим отечественным автолюбителям. Инжектор обеспечивает более экономичный расход топлива, а также легкость запуска мотора в любых погодных условиях.
При забитом инжекторе возможно детонационное сгорание топливной смеси, что чревато повреждением двигателя.
Недостатки и преимущества
Основное достоинство – двигатель 21083 не гнет клапана при обрыве ремня ГРМ. Кроме того, в двигатель заложены конструкционные решения, обеспечивающие ряд преимуществ:
- отсутствие масляного голодания при запуске – для сохранения масла на поверхности поршней использовано специальное покрытие;
- свободное вращение пальца в бобышках шатуна – капремонт производится реже;
- массивная верхняя головка шатуна – повышается ресурс КШМ, капитальный ремонт дешевле;
- доработка помпы – система охлаждения служит дольше.
Несмотря на то, что цилиндры имеют максимальный диаметр, возможен тюнинг ДВС своими руками другими способами. Минусами являются:
- на вал ДВС невозможно установить шкивы дополнительного навесного оборудования;
- крутящий момент на высоких оборотах низкий;
- высокие тепловые нагрузки опасны продавливанием плоскости головки, смятием бобышек и трещинами выпускного коллектора.
Второй модификации мотора 21081 повезло больше, так как в нем объем, наоборот, был уменьшен, а разработка производилась более тщательно для экспорта за рубеж.
Неисправности
НЕИСПРАВНОСТИ | ПРИЧИНЫ И РЕМОНТ |
---|---|
Появление неприятного стука в двигателе. | Проблема может быть вызвана необходимостью регулировки зазора клапанов. Выполнять такую регулировку зазора рекомендуется каждые 50 000 километров. |
Двигатель заметно троит. | Необходимо замерить компрессию и при необходимости заменить прокладки и вкладыши. |
Автомобиль не заводится после длительной стоянки. | Проблема может быть в загрязненном карбюраторе или электронике. В данном случае ремонт заключается в диагностике автомобиля на СТО. |
Существенное увеличение расхода топлива. | Причиной подобного может быть загрязненный карбюратор или же неправильная работа системы питания. |
Недостатки и преимущества
Основное достоинство – двигатель 21083 не гнет клапана при обрыве ремня ГРМ. Кроме того, в двигатель заложены конструкционные решения, обеспечивающие ряд преимуществ:
- отсутствие масляного голодания при запуске – для сохранения масла на поверхности поршней использовано специальное покрытие;
- свободное вращение пальца в бобышках шатуна – капремонт производится реже;
- массивная верхняя головка шатуна – повышается ресурс КШМ, капитальный ремонт дешевле;
- доработка помпы – система охлаждения служит дольше.
Несмотря на то, что цилиндры имеют максимальный диаметр, возможен тюнинг ДВС своими руками другими способами. Минусами являются:
- на вал ДВС невозможно установить шкивы дополнительного навесного оборудования;
- крутящий момент на высоких оборотах низкий;
- высокие тепловые нагрузки опасны продавливанием плоскости головки, смятием бобышек и трещинами выпускного коллектора.
Второй модификации мотора 21081 повезло больше, так как в нем объем, наоборот, был уменьшен, а разработка производилась более тщательно для экспорта за рубеж.
Методы тюнинга
Используется тюнинг нескольких типов:
Производитель не рекомендует турбировать двигатель 21083, так как это заметно влияет на эксплуатационный ресурс в худшую сторону.
Таким образом, модификация 21083 стала не лучшим вариантом ДВС для автомобилей ВАЗ. Однако заметным плюсом является безопасность клапанов при обрыве ремня ГРМ, улучшенный карбюратор Озон и повышение мощности на 6 л. с.