42 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Датчик заднего хода автомобиля

Любой автомобиль имеет в КПП реверсную передачу, проще сказать — задний ход. Без этой функции не обойтись, реверсное направление движения требуется при сложных разворотах в ограниченном пространстве, выезде и заезде на парковку (в гараж), при пересечении бездорожья. Поскольку естественное положение водителя направлено по ходу движения, обзор при реверсе ограничен. Вокруг автомобиля, двигающегося назад, могут быть люди, автомобили, или неподвижные препятствия. Необходимо обеспечить их безопасность, а также помочь водителю ориентироваться в сложных условиях вождения.

Причем тут датчик задней передачи

Среди мер безопасности, и помощи водителю при включении задней скорости, можно перечислить следующие технические средства:

  • Фонари заднего хода. Они не только освещают путь автомобиля при реверсном движении. Для пешеходов, и других участников движения, включение белых фонарей на задней части машины является сигналом. Водители, расположенные на траектории движения, будут готовы к нестандартному перемещению впереди стоящего авто.
  • На габаритном транспорте (автобусы, грузовики, спецтехника), включение реверса сопровождается звуковым сигналом.
  • Активация сенсоров парктроника.
  • Включение камеры заднего вида, что является наилучшим средством контроля за движением в «мертвых зонах».

Как активировать эти средства? Включать их вручную опасно и ненадежно, устройства обеспечения безопасности должны запускаться автоматически. Для этого и нужен датчик включения заднего хода.

С технической точки зрения, это выключатель (точнее включатель), активируемый механическим путем.

Статья в тему:  Пенится антифриз в радиаторе причина

Такие концевики применяются не только в автомобилях. При перемещении определенного предмета в зону действия штанги-толкателя, контакты включателя замыкаются.

А дальше — дело техники. Можно активировать реле для включения устройств высокой потребляемой мощности, или напрямую подать на них питание. Например, на фонари заднего хода. Собственно, по предназначению эти датчики делятся на универсальные (для подключения ряда систем через реле) или работающие исключительно в цепи задних фонарей освещения.

Что такое выключатель заднего хода?

Выключатель заднего хода (выключатель света заднего хода, выключатель фонаря заднего хода, датчик заднего хода, «лягушка») — коммутационное устройство кнопочного типа; концевой выключатель, обеспечивающий включение и выключение фонаря заднего хода на транспортном средстве при включении и выключении задней передачи.

Выключатель заднего хода входит в состав трех систем:

  • Трансмиссии — датчик располагается в коробке передач и срабатывает при механическом контакте со штоком вилки включения заднего хода (в механических КП) или при контакте с селектором (в автоматических КП);
  • Электрической цепи фонаря заднего хода — датчик соединен с реле, которое обеспечивает включение и выключение фонаря заднего входа;
  • Электрической цепи световой/звуковой индикации включения заднего хода (на автомобилях, имеющих данную индикацию).

Сразу отметим, что как таковые выключатели (датчики) заднего хода устанавливаются на механические коробки передач, а в коробках-автоматах используются отслеживающие положение селектора групповые переключатели. Данные устройства имеют существенные конструктивные отличия и различные функции, поэтому в дальнейшем речь пойдет только о приборах для МКПП.

Статья в тему:  Подойдут ли диски от волги на уаз

Выключатель заднего хода ГАЗ,КАМАЗ,М-2140,ЯМЗ ОКТЭП

Выключатель заднего хода ВАЗ-21074,ГАЗ-24,УАЗ,КАМАЗ,МТЗ АВТОПРИБОР

Выключатель заднего хода ГАЗ-3110,3302,МТЗ МЭМЗ

Выключатель заднего хода УАЗ-3741,3151 5-ти ст. (ОАО УАЗ)

Выключатель FORD Focus 1 света заднего хода FEBI

Выключатель заднего хода,стоп сигнала ВАЗ,ГАЗ,МАЗ,МОСКВИЧ СОАТЭ

Выключатель заднего хода ВАЗ-21074,ГАЗ-24,УАЗ,КАМАЗ,МТЗ СОАТЭ

Выключатель заднего хода ГАЗ-3110,3302,МТЗ ЭМИ

Выключатель заднего хода ГАЗ,КАМАЗ,М-2140,ЯМЗ СОАТЭ

Выключатель заднего хода, стоп сигнала ВАЗ,ГАЗ,МАЗ,МОСКВИЧ ЭМИ

Проверка работоспособности

Для диагностики работоспособности устройства вам понадобится загнать авто на яму или эстакаду, чтобы получить доступ к ДЗХ. Процедура проверки осуществляется с помощью тестера — омметра. Как вариант, можно использовать мультиметр, только настроить его в режим измерения Ом.

Тестирование девайса осуществляется следующим образом:

  1. Сначала необходимо добраться до ДЗХ и отключить разъем, подключенный к нему.
  2. Затем к штекеру девайса нужно будет подсоединить щупы тестера, после чего прибор настраивается в режим замера сопротивления.
  3. Включите зажигание и переведите рычаг трансмиссии в режим задней передачи.
  4. Запустите силовой агрегат и посмотрите на дисплей тестера. Если показания, выдаваемые на экран, составляют 0 Ом, при этом тестер подал соответствующий звуковой сигнал, это свидетельствует о том, что устройство полностью работоспособное. Если фары заднего хода не включаются, то проверяйте лампочки, предохранитель, цепь подключения, а также контакты.
  5. Если же тестер в результате проверки показал бесконечность, то это говорит о том, что контроллер вышел из строя, соответственно, его надо менять (автор видео о диагностике и замене — Игорь К).
Статья в тему:  Как подключиться к магнитоле пионер через блютуз

Место выключателя в схеме включения света

На автомобилях с МКПП напряжение к лампам при движении задним ходом подается через концевик (так называемая лягушка), который вкручивается непосредственно в корпус коробки передач. При включении реверсной передачи внутри КПП происходит нажатие на кнопку выключателя. Контакты внутри «лягушки» перемыкаются, ток начинает протекать к лампам.

На принципиальной схеме включения фонарей заднего хода мы можем увидеть, что на ВАЗ 1118 «Калина» ток от АКБ через замок зажигания (№2) подается к предохранителю F1. Проходя через плавкую ставку, защищающую цепь включения, «+» идет к концевику (№10). Контакты находятся в нормально разомкнутом состоянии и замыкаются только при включении реверсной передачи. Таким образом, ток начинает протекать к лампочкам. Второй контакт ламп соединен с «–» АКБ через общий контакт «массы» фонарей.

На автомобилях с АКПП роль концевого выключателя лежит на датчике положения селектора. Информация об изменении расположения ручки КПП передается к ЭБУ двигателя, блоку управления светом.

Как проверить «лягушку»

  1. Снимите фишку выключателя фонарей.
  2. Включите зажигание.
  3. Небольшим отрезком провода замкните между собой контакты разъема датчика включения реверсной передачи.

Если фонари заднего хода горят, значит, проблема именно в «лягушке». Некоторые водители разбирают выключатели, зачищают контакты, после чего устройство продолжает исправно работать. О целесообразности таких мер судить вам. Но учитывайте, что на многих авто (в том числе и моделях ВАЗ) концевой выключатель расположен ниже уровня масла в коробке передач. Мы рекомендуем просто заменить датчик включения. Для минимальной потери масла поддомкратьте авто со стороны установки концевика.

Статья в тему:  Почему выходит из строя термостат

На некоторых автомобилях фонари заднего хода не горят по причине неполного включения концевика. Решить проблему можно установкой более тонкой шайбы под «лягушку». Чтобы убедиться, что выключатель рабочий, проверьте мультиметром в режим омметра, замыкаются ли контакты при нажатии на кнопку.

Проверка цепи

Суть диагностика причины, из-за которой не работают лампочки заднего хода, сводится к выявлению участка цепи, на котором пропадает напряжение. Для этого можно воспользоваться обычной контрольной лампочкой. Проверка целостности цепи осуществляется омметром, поэтому вам необходимо знать, как пользоваться мультиметром.

Начать проверку можно непосредственно с разъема концевого выключателя. Включите зажигание. Один контакт контрольной лампочки подключите к металлической неокрашенной детали, контактирующей с кузовом, а второй – к «+» разъема.

  • Если питание приходит, проверьте датчик заднего хода.
  • Если после установки «перемычки» в разъем лампочки не горят, значит, проблема в участке цепи провода, идущего от разъема к фонарям. Прозвоните провод до момента, где он делится на лампочки с левой и правой стороны. Скорее всего, причина именно в обрыве.

Чтобы найти распиновку разъемов, контактов фонарей, цвета проводов, обязательно изучите электросхему вашей модели и комплектации автомобиля.

Лампы горят постоянно

Если на вашем автомобиле лампочки горят постоянно или зажигаются вне зависимости от включения реверсной передачи, причина будет среди следующих поломок:

  • закорачивание «+», идущего к датчику включения задней передачи, и провода лампочек от выключателя;
  • провод, идущий от разъема к фонарям, коротит на «+» (случается, если перетираются провода в жгуте);
  • датчик завис в замкнутом состоянии.
Статья в тему:  Как правильно установить линзы в фары

Датчик света заднего хода ВАЗ 2108, 2109, 21099

За своевременное включение ламп света заднего хода в задних фонарях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 отвечает датчик света заднего хода.

Он же выключатель света заднего хода.

Датчик света заднего хода ВАЗ 2108, 2109, 21099

Где установлен датчик света заднего хода?

Датчик света заднего хода на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 установлен в нижней задней части коробки передач.

Датчик света заднего хода установлен в коробке передач ВАЗ 2108, 2109, 21099

Как работает датчик света заднего хода?

Датчик света заднего хода имеет подвижный контакт и два неподвижных. При включении передач переднего хода подвижный контакт всегда отжат (цепь разомкнута). При включении задней передачи шток внутри коробки поджимает подвижный контакт датчика света заднего хода, контакты замыкаются и на лампы подается напряжение. В задних фонарях автомобиля начинают светиться белые секции.

Схема подключения датчика света заднего хода на ВАЗ 2108, 2109, 21099

Напряжение на датчик света заднего хода подается с вывода «В+» генератора («30» — на старых генераторах), через замок зажигания. Один из выводов датчика постоянно находится под напряжением (после поворота ключа в замке зажигания). Это следует учитывать при проведении ремонтных работ на автомобиле. Электрическую цепь датчика защищает предохранитель №5 в монтажном блоке.

Провод к лампам света заднего хода тянутся через весь салон автомобиля (со стороны водительского сиденья) от фишки Х9 монтажного блока до колодок на задних фонарях (зеленый провод).

Статья в тему:  Какое масло в передний мост нива шевроле
Неисправности датчика света заднего хода

Контакты внутри датчика не замыкаются

Практически всегда датчик света холостого хода отказывается работать из-за коррозионного разрушения его контактов или подвисания подвижного контакта (плунжера). В результате электрический ток перестает протекать в цепи наступает «обрыв». Лампы в задних фонарях не горят.

Через датчик течет масло из коробки передач и он замыкает на «массу»

Потерявший герметичность датчик начинает пропускать масло. В такой ситуации возможно короткое замыкание в электрической цепи, так как после включения зажигания датчик всегда под напряжением. Признаком этой неисправности будет помимо не горящих ламп будет постоянное перегорание предохранителя №5 (F16 15A) в монтажном блоке. При этом в комбинации приборов не будут работать большинство ламп и приборов так как они так же «висят» на этом предохранителе.

Неисправный выключатель света заднего хода проще заменить чем отремонтировать.

Особенности замены датчика света заднего хода

Особенностью замены датчика света заднего хода на ВАЗ 2108, 2109, 21099 является то, что его нужно вывернуть ключом на «22» из посадочного отверстия и максимально быстро завернуть туда новый датчик с уплотнительным кольцом (так как трансмиссионное масло начнет вытекать). Стоит немного зазеваться и помимо замены датчика придется менять или доливать масло в коробке. Более подробная инструкция самостоятельного выполнения этой работы имеется на нашем сайте в отдельной статье.

Статья в тему:  Как установить центральный замок на гранту
Применяемость выключателя света заднего хода на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

На автомобилях ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 применяется выключатель света заднего хода 2108-3710410 (ВК 55.3710), либо его аналоги разных производителей.

Примечания и дополнения

Почему именно белый фонарь — свет заднего хода? По международным правилам принято обозначение света заднего хода белыми фонарями (фонарем). Ни как не обозначать движение задним ходом можно только на гоночных автомобиля.

Ремонт датчика: замена и диагностика неисправности

Полная замена датчика заднего хода – однозначно, не то, что следует делать первоочередно при неправильной работе «стопарей». Перед демонтажем старого узла и монтажом нового важно исключить возможность ручного ремонта цепи и лишь после этого прибегать к замене. В типовом варианте порядок ремонта датчика выглядит так:

  1. Для начала необходимо проверить непосредственно датчик заднего хода на работоспособность и фары задних фонарей. Предвидя ряд вопросов от наших читателей относительно проведения этих процедур, сразу же дадим несколько экспресс-ответов:
    • Как снять датчик? – Очень просто, найдите его на коробке передач и выкрутите по типу обычной свечи зажигания;
    • Как проверить датчик на работоспособность? – Снимите его с автомобиля, вмонтируйте в иную электроцепь и проверьте работоспособность нажатием на штекер. При нормальном функционировании цепь должна замыкаться и, к примеру, лампочка на её конце загораться. В ином случае датчик неисправен;
    • Как проверить лампочки фонарей? – Также снимите их с автомобиля и вмонтируйте в другую электроцепь. При нормальной работе они, естественно, должны загореться. В ином случае лампочки перегорели и требуют замены.
  2. Допустим, датчик и лампочки фонарей в норме. Что делать дальше? В первую очередь, стоит обратить внимание на предохранитель датчика заднего хода. Для каждой модели авто он индивидуален, поэтому узнать о его номере конкретно в вашем случае можно воспользовавшись соответствующей техдокументацией. Предохранитель должен быть не перегоревшим, что не удивительно. Если «защитник» перегорел, то следует его отсоединить из цепи и заменить на новый;
  3. До сих пор нет результата? Остаётся лишь прозванивать всю цепь датчика, выявлять наличие пробоя и проводить установку исправных деталей взамен неисправных.

Отметим, что в большинстве случаев ремонт датчика заднего хода автомобиля заканчивается либо на первом, либо на втором шаге ремонта. Учитывая абсолютную несложность ремонтных мероприятий, стоит лишь провести их правильно и в должной мере, тогда проблемы с узлом дискомфорта уж точно не доставит.

Пожалуй, наиболее важная информация по рассматриваемому вопросу подошла к концу. Надеемся, сегодняшний материал дал ответы на интересующие вас вопросы. Удачи на дорогах и в ремонте!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: