Что ждёт автомобилиста за ржавый номер кузова
Что ждёт автомобилиста за ржавый номер кузова
С января 2020 года автовладельцы обязаны наносить специальную полицейскую маркировку на кузов или раму автомобиля, если оригинальный VIN-номер сгнил или плохо читается. Раньше у собственника авто из-за этого возникали трудности с продажей машины и постановкой её на учёт ГАИ. Новое постановление Правительства снимает эту проблему.
Зачем нужен VIN-номер
Автомобили отличаются друг от друга не только маркой и моделью, но и VIN-кодом, который является уникальным номером машины. Обычно он состоит из 17 символов, букв и цифр. На каждом транспортном средстве должен быть нанесён как минимум один уникальный идентификационный номер. Причём наносится он на раму или часть кузова, которую просто так не заменить.
Этот код вписывают в паспорт транспортного средства (ПТС), в страховку ОСАГО и свидетельство о регистрации машины (СТС). В дальнейшем это позволит правоохранителям быстро установить всю историю автомобиля. Проверка по VIN покажет, находится ли авто в аресте или залоге, имеются ли ограничения на регистрацию в ГИБДД, сколько у него было владельцев, попадал ли он в аварии и не числится ли в угоне. Поэтому нечитаемый или перебитый VIN-номер оборачивался для владельца автомобиля серьёзными проблемами.
«Тогда правила изменили, позволив ставить на учёт автомобили со сгнившими VIN-номерами после прохождения криминалистической экспертизы, — рассказал депутат. — Правда, это тоже была полумера».
Если ничего противозаконного проверка не выявляла, собственнику выдавалась специальная бумага, удостоверяющая, что номер был утрачен или частично утрачен естественным путём. Одновременно оформлялся отказ от возбуждения уголовного дела о подделке идентификационного номера транспортного средства, а в ПТС делалась вклейка фото с читаемой частью номера.
С этой «индульгенцией» водитель продолжал ездить, пока коррозия через какое-то время не уничтожала, скажем, ещё одну цифру номера. И процедуру приходилось делать заново.
«Это трата времени и нервов собственника, а также бесконечное отвлечение усилий сотрудников, проводящих эти проверки, — пояснил Вячеслав Лысаков. — Постановление Правительства, утвердившее возможность с января 2020 года устанавливать специальную полицейскую маркировку на автомобиль взамен сгнившей, фактически ставит точку в мытарствах владельцев старых автомобилей».
Ответственность за отсутствие маркировки
Допмаркировка будет содержать идентификационный номер и располагаться на элементах кузова автомобиля, которые до этого не демонтировали, рядом с местом оригинальной маркировки. Наносить её станут уполномоченные органы по сертификации и аккредитованные испытательные лаборатории. После нанесения номера организация выдаст владельцу машины соответствующее свидетельство.
Согласно статистике, ежегодно ГИБДД фиксирует около 10 тысяч случаев, когда из-за коррозии, ремонта, подделки заводские идентификационные номера на кузове или раме невозможно прочитать. Точная стоимость процедуры восстановления уникального кода автомобиля пока не определена. Между тем известны расценки на обязательную криминалистическую экспертизу: её тарифы по стране варьируются от 1500 до 3100 рублей. Учитывая, что на старых машинах ездят далеко не самые обеспеченные люди, общая сумма может быть для них чувствительной.
Вероятность того, что инспектор начнёт проверять наличие VIN-номера, приблизительно равно нулю. Но надо помнить, что ответственность за несовпадение номера на кузове авто и данных в ПТС предусмотрена.
Но и игнорировать требование по нанесению допмаркировки не надо, советует координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов. Ведь проверить автомобиль на подлинность его номерных агрегатов могут не только при постановке на учёт. Другой вопрос, что сотрудники ГИБДД обычно не занимаются этим при дежурстве на трассе, хотя могут.
«Вероятность того, что инспектор начнёт проверять наличие VIN-номера, приблизительно равно нулю, — пояснил эксперт. — Для этого необходимы веские основания, например, подозрения в угоне. Но надо помнить, что ответственность за несовпадение номера на кузове авто и данных в ПТС предусмотрена».
Закон запрещает эксплуатацию незарегистрированного в установленном порядке автомобиля. За управление такой машиной водителю на первый раз выпишут штраф от 500 до 800 рублей. Повторное правонарушение предусматривает увеличение штрафа до пяти тысяч рублей или лишение водительских прав на срок от одного до трёх месяцев.
Попытаться самому аккуратно очистить номер ⚠️ Мы НЕ РЕКОМЕНДУЕМ
Не читаемость VIN номера на раме, кузове или двигателе вызвана в первую очередь воздействием коррозии и ненадлежащим уходом собственником ТС за номерными агрегатами.
Не каждый собственник проводит предохранительную подготовку номеров своего автомобиля для сохранения читаемости.
Что же делать если проблемы все-таки появились…?
В первую очередь стоит протереть номер, немного очистить без усиленных механических воздействий, так как любое вмешательство в номерные агрегаты может быть квалифицировано как преступное деяние.
А, что такое VIN номер автомобиля и где он находится, можно прочитать здесь…>>>
Прохождение экспертизы
Наиболее разумным вариантом действий при невозможности восстановить читаемость номера кузова автомобиля является прохождение криминалистической экспертизы. Направление на нее выдает инспектор, обнаруживший поврежденный номер при попытке постановки автомобиля на учет. При этом документы на автомобиль у его владельца изымаются.
Для прохождения криминалистической экспертизы владельцу проблемного автомобиля необходимо посетить место ее проведения и взять талон, в котором указана время и дата проведения процедуры. Прибыв на место в указанный срок, водитель оставляет автомобиль у экспертов и дожидается результатов.
Сама экспертиза заключается в том, что с автомобиля снимаются все части, которые ограничивают доступ к поврежденному номеру. При этом работа мастера, который занимается демонтажем, оплачивается из кармана автолюбителя. В отдельных случаях доходит до снятия двигателя. После необходимых подготовительных работ эксперт вытравливает поврежденный номер агрессивными химическими составами. При этом примеси другого металла, неизбежно появляющиеся в процессе переваривания номера, окрашиваются в другой цвет, становясь заметными. Если это произошло, поставить автомобиль на учет становится практически невозможно. По данным экспертизы заводится уголовное дело, в ходе которого выясняют, кто и для чего демонтировал номер кузова. Также производится дополнительная проверка транспортного средства на предмет нахождения в угоне. В дальнейшем поставить такой автомобиль на учет будет нереально. Документы ГИБДД не вернет. Останется только разобрать проблемное транспортное средство или продать целиком на запчасти за символическую стоимость.
В случае если окраски участка номера в другой цвет не выявлено, автолюбителю необходимо дождаться официальных результатов экспертизы, что может занимать до полумесяца. После этого полученные документы подаются в ГИБДД и предпринимается новая попытка постановки на учет. В ПТС при этом делается пометка о том, что номер не был подвержен переделке и сгнил естественным путем.
Без VIN виноватый. Как продать машину с поврежденным VIN-номером?
VIN — это сокращение от Vehicle identification number, т. е. «идентификационный номер транспортного средства». Это уникальный буквенно-числовой код, который закреплен за конкретным автомобилем. Впервые такой стандартизированный способ маркировки появился в далеком 1954 году в США, однако на мировом уровне стандарт был зафиксирован лишь в 1981 году.
В настоящее время VIN состоит из 17 символов, в которых зашифрована информация об автомобиле. Например, знаки с первого по третий закреплены за индексом производителя, с четвертого по восьмой — за характеристиками автомобиля и т. д. Подробности описаны в стандартах ISO 3779-1983 и ISO 3780. Место нанесения VIN отличается от модели к модели. Как правило, его наносят на моторном щите, на раме, на полу в ногах переднего пассажира, на лонжероне и т. д. Хотя бывают и экзотические места — например, в районе заднего «брызговика». Но независимо от места оригинальный номер выбивают или гравируют. А еще у машин часто существуют дублирующие таблички или наклейки, которые размещают под лобовым стеклом, в районе центральной стойки, на поперечине радиатора, в багажнике и на дверях. Хотя собственно VIN они не являются.
В любом случае VIN — это самый надежный способ идентификации транспортного средства. Неудивительно, что если номер поврежден, изменен или вовсе отсутствует, у автовладельца начинаются проблемы, в первую очередь — с продажей автомобиля и последующей регистрацией. Поврежденный VIN — это приговор? Вовсе нет. Но только если знать важные нюансы.
VIN поврежден? Этим же угонщики занимаются, когда «перебивают» номера?
Не только. Куда чаще от повреждений VIN страдают вполне законопослушные автовладельцы. Дело в том, что поврежденным считается любой VIN-номер, который нельзя прочитать или который вызывает подозрение в оригинальности. Причин для этого может быть масса. Например, номер может повредиться в результате ДТП или просто из-за коррозии. К повреждениям относят также любое воздействие — например, царапины, вмятины и даже замену оригинальных заклепок (если такие присутствуют) на табличке с номером. И не нужно думать, что эта ситуация грозит только в случае серьезных аварий. Дело в том, что у некоторых моделей VIN расположен не в самом удачном месте. К примеру, у Renault Logan первого поколения до 2008 года VIN выбит на полу багажника, а у Lada Granta первого поколения — на чашке правой арки «брызговика», рядом с креплением опоры амортизаторной стойки. В обоих случаях идентификационный номер легко повреждается в ДТП.
Повреждение VIN не сулит автовладельцу ничего хорошего. С намеренной подделкой идентификационного номера все понятно — это уголовное преступление. В соответствии со статьей 326 УК РФ минимум, что грозит нарушителю — штраф 80 000 рублей, а максимум — лишение свободы на срок до двух лет.
А что если VIN просто проржавел? Увы, и в этой ситуации все шишки придется собирать автовладельцу. Во-первых, по закону на такой машине ездить нельзя, а поврежденный VIN может обнаружить любой инспектор ДПС. Ситуация эта, прямо скажем, маловероятна, но и невозможной ее не назовешь. Обнаружить поврежденный VIN прямо на дороге инспектор ГИБДД может только во время досмотра, для которого у него должны быть веские основания. К тому же сам досмотр проводится только в присутствии двух понятых или под видеозапись. Но если это все же произойдет, водителя могут заподозрить в угоне, отстранить от управления ТС, задержать, а автомобиль — поместить на штрафстоянку и направить на криминалистическую экспертизу. Если же у инспектора не будет подозрений, что перед ним собственник ТС, его могут оштрафовать на 500–800 рублей по ч. 1 ст. 12.1 КоАП, причем при повторном нарушении наказание уже составит штраф в 5000 рублей или лишение прав на один–три месяца. В общем, хорошего все равно мало.
Во-вторых, автомобиль с поврежденным VIN будет сложно застраховать. Проблема тут заключается не в ОСАГО, а в диагностической карте, которую владелец такой машины должен предоставить в страховую, но по закону никогда не получит. Ну, и в-третьих, автомобиль с поврежденным VIN-номером, конечно же, не зарегистрируют в ГИБДД.
Как видите, от машин с проржавевшим, поврежденным и даже просто подозрительным VIN-номером одни проблемы. Нужно ли объяснять, что покупатели от такого автомобиля будут бежать как от огня?!
У меня в ПТС VIN вообще отсутствует!
Если в документах отсутствует номер VIN, это не повод для паники. Такое бывает — например, на японских автомобилях, выпущенных до 2000 года для внутреннего рынка, а также на некоторых советских автомобилях. У них для идентификации используется номер кузова (frame number), который в российских ПТС вписывается вместо VIN.
Если VIN отсутствует по указанной причине, беспокоиться не стоит: автомобиль продается без нанесения дополнительной маркировки. Но расслабляться рано! На некоторых старых советских автомобилях номер кузова мог наноситься краской, которая за время эксплуатации могла стереться. И вот в этом случае действия должны быть точно такими же, как при поврежденном VIN.
VIN поврежден… Но мне нужно продать машину!
Каков же порядок действий при поврежденном VIN или его отсутствии?
Для начала уясним один важный момент: теоретически продать автомобиль с поврежденным VIN можно, законом это НЕ запрещено. В этом случае машина фактически продается как непригодное к эксплуатации транспортное средство, а на плечи будущего владельца ложится весь груз проблем по восстановлению идентификационного номера. Отсюда следует несколько вполне логичных выводов: во-первых, найти человека, готового купить автомобиль с поврежденным VIN, будет очень тяжело. Поставьте себя на его место: вы бы согласились обрекать себя на такие проблемы? Во-вторых, продать такой автомобиль можно только с существенным дисконтом. Ведь фактически — «сливается неликвид».
Поэтому куда логичнее будет сначала восстановить VIN, а потом уже заниматься продажей. Сразу же предостерегаем от опрометчивых действий: не пытайтесь самостоятельно выбить недостающие цифры, прибить новую табличку, очистить номер от ржавчины и т. д. Можно повредить VIN и сделать только хуже: в лучшем случае последствия деятельности просто вызовут подозрение у инспектора ГИБДД, а в худшем — можно попасть под ту самую статью 326 УК РФ. Максимум, что можно сделать самому — аккуратно протереть VIN-номер влажной тряпочкой, а при наличии ржавчины — тряпочкой, смоченной в коле. Не помогло? Тогда обращаемся к профессионалам.
Спешить здесь тоже не надо. Если через интернет находится фирма, которая обещает быстро и безо всяких проблем своими силами сделать «точно такую же» табличку с VIN или заменить поврежденную деталь, установить новую с правильным номером или вварить кусок со старым VIN в новую деталь, знайте: все это — так же незаконно! Иногда может доходить до курьезов. Представьте ситуацию: табличка с VIN цела, но вылетела заклепка. Кажется, что проблемы нет: нужно просто установить новую. Однако и закон, и судебная практика непреклонны — так делать запрещено.
Как же надо поступать? С 1 января 2020 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1653 единственный законный способ легализовать автомобиль с поврежденным VIN — нанести специальную дополнительную маркировку в уполномоченной на это организации. Это стало возможным после вступления в силу закона «О госрегистрации транспортных средств». «Такая процедура допускается только в случае, если есть соответствующее направление от ГИБДД. Оно выдается только после проведения соответствующей экспертизы, если автомобиль будет идентифицирован именно как тот самый, на котором ранее был нанесен “родной” VIN, — пояснил Дрому адвокат Общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. — То есть возможность получения разрешения в ГИБДД на нанесение дополнительной маркировки целиком и полностью зависит от результатов идентификации автомобиля после изучения оставшихся частей VIN-кода, а также наличия на автомобиле VIN в других местах, где он дублируется, что бывает далеко не на всех автомобилях», — добавил юрист.
Если отобразить схематично, то порядок действий в этом случае будет такой:
- Обратиться в ГИБДД с заявлением о нанесении дополнительной маркировки (если обращается уже покупатель, это будет заявление о регистрационных действиях). Инспектор ГИБДД осмотрит автомобиль и укажет на имеющиеся основания для нанесения дополнительной маркировки, после чего машину могут отправить на криминалистическую экспертизу.
- Если автомобиль не был угнан, ГИБДД откажет в возбуждении уголовного дела, нанесет на несъемные части автомобиля специальные пломбы или бирки и внесет информацию о них в форму заявления.
- Теперь, получив на руки заявление с уточнениями от ГИБДД, а также забрав автомобиль с пломбами, собственник может обратиться в специальную аккредитованную организацию, занимающуюся нанесением дополнительной маркировки. Полный список таких организаций можно посмотреть на сайте Евразийской экономической комиссии.
- После обращения в организацию и предоставления всех необходимых документов на неповрежденные детали автомобиля нанесут новую маркировку, а владельцу — выдадут на руки специальное свидетельство установленного образца с фотографиями новой маркировки.
- Если автомобиль продается, то с этим свидетельством, предыдущим пакетом документов и, конечно, самим автомобилем нужно вновь приехать в ГИБДД и перерегистрировать транспортное средство.
«Документ правительства дал вторую жизнь автомобилям, у которых сгнил VIN-номер, либо которые были угнаны и возвращены владельцам. То есть правительство прекратило “вечный учет”, когда собственник мог эксплуатировать автомобиль, но не мог его продать. Теперь он может обратиться в ГИБДД, нанести дополнительную маркировку и подарить машине “новую жизнь”», — пояснил Дрому генеральный директор компании «Услуги Авто», занимающейся нанесением дополнительной маркировки, Юрий Пархоменко.
Пару слов о технологии восстановления VIN. «Дополнительная маркировка обязательно наносится автоматическим маркиратором. Размер шрифта и требования к нему прописаны в техническом регламенте. А сам VIN обязательно наносится в две строки: сам номер и специальный номер, закрепленный за организацией, которая нанесла маркировку», — пояснил Юрий Пархоменко, добавив, что дополнительная маркировка всегда наносится на основной компонент кузова. По словам эксперта, из-за этого иногда возникают проблемы, поскольку у некоторых автомобилей минимум плоских частей кузова. Как следствие, иной раз допмаркировку приходится наносить на пол в районе задних сидений или на дверную стойку, если позволяют размеры автомобиля.
Повторим еще раз: обращение в ГИБДД за разрешением нанести дополнительную маркировку в специальной уполномоченной организации — это единственный законный способ восстановить VIN. «Все иные способы (например, кустарное изготовление таблички, самостоятельное нанесение или восстановление букв и цифр и т. п.) являются незаконными и не дающими основания для регистрации автомобиля», — отмечает адвокат Сергей Радько.
Борьба с коррозией VIN-номера автомобиля
Возникновение коррозии становится основной причиной исчезновения VIN. Очистить номер на раме машины от ржавчины, если процесс не зашел слишком далеко, можно самостоятельно. Процедура выглядит так:
- Освобождают доступ к номеру.
- Удаляют имеющиеся загрязнения, отмывают губкой, после чего оставляют, чтобы поверхность просохла.
- Обильно поливают ржавчину преобразователем или иным специальным составом, химически растворяющим ее.
- Старой зубной щеткой или другой мягкой щеткой осторожно очищают поверхность, стараясь не оставлять царапин и повреждений, которые эксперты могут посчитать попыткой удаления VIN.
- Остатки коррозии заливают преобразователем на базе ортофосфорной кислоты.
- Когда пройдет реакция, место обрабатывают содовым раствором, чтобы деактивировать действие кислотной среды.
- Чтобы защитить маркировку, ее красят битумной мастикой.
В каких ситуациях нужно восстановление номера
Описанная инструкция — наиболее простой способ очистить номер на раме машины от ржавчины и сохранить его в дальнейшем от воздействия неблагоприятных факторов. Почистить VIN от нанесенного антикоррозийного слоя перед проверкой легко уайт-спиритом. Если сотрудники ГИБДД останавливают на дороге, желательно возить с собой немного.
Если номер только начал ржаветь, то солидол или пушечное сало — вот чем можно почистить номер на раме автомобиля. Коррозию это остановит, но придется своевременно обновлять подобное покрытие. Перед проверкой же достаточно пройтись ветошью, смоченной в бензине.
Сильное повреждение ржавчиной является основанием для проведения криминалистической экспертизы.
Экспертиза автомобиля
Вам должны позвонить из органов и приехать для получения направления на экспертизу (если автомобиль не в розыске). Чуть позже придёт письмо об отказе в возбуждении дела.
После получения направления вам нужно сделать экспертизу в экспертно-криминалистическом центре МВД (в направлении будет указано, куда ехать, экспертиза бесплатная). Внимание! Заключения из других мест МРЭО не примет.
Экспертиза автомобиля занимает три-четыре часа. Если экспертиза завершится благополучно, ждем результаты (могут прислать на почту).
Правила для VIN
Правила установки и маркировки транспортного средства указаны в ГОСТ Р 51980-2002 «Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования». Пунктами 3.1,3.2,3.3 регламентированы требования, необходимые к исполнению, касаемо VIN транспортного средства.
Таблички с VIN кодами транспортных средств установлены:
- На легковом автомобиле: на стойке двери со стороны водителя, на пороге водительской двери, под капотом, внутри приборной панели, у лобового стекла.
- На грузовом автомобиле: в левой верхней части приборной панели; в нижней части лобового стекла, внизу арки, под сиденьем водителя, под капотом.
Все в порядке. Что дальше?
На то, чтобы оформить письменное заключение с результатами экспертизы, в соответствии с договором у эксперта есть 30 дней. Это довольно трудоемкий процесс: подвести итоги, подкрепить фотографиями, получить рецензию на документ у руководства… А машин-то много. О готовности заключения заявитель узнает по почте. Однако, говорит Алексей, обычно собственнику звонят, и он может приехать в отдел, письменно отказаться от почтового сообщения и сразу получить документ. Он будет основанием для того, чтобы зафиксировать ту или иную процедуру сверки VIN-кода в техпаспорте.
Как идентифицировать автомобиль, решает инспектор в МРЭО ГАИ: придется вклеить в техпаспорт фотографию с сдачи номера на кузове, которые еще можно прочитать, или достаточно таблички под капотом.
– Следите за состоянием номерной площадки! И будьте бдительны, когда приобретаете авто! – на прощание говорят эксперты, когда мы садимся в старенький Ford и едем ждать заключения.
Молодечненский межрайонный отдел Госкомитета судебных экспертиз Республики Беларусь находится по адресу: переулок Партизанский, дом 1. Записываться на экспертизу нужно заранее по номеру (8-0176) 50-08-74.