5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автоматическая и роботизированная коробки передач: что выбрать

Автоматическая и роботизированная коробки передач: что выбрать?

Автоматические коробки передач уверенно вытесняют механику в современных моделях автомобилей. Словом «автомат» обозначают один из трёх видов трансмиссии: классическую автоматизированную, роботизированную или вариаторную. У каждого из этих вариантов есть преимущества и недостатки, поэтому перед покупкой автомобиля стоит выяснить, в чём разница коробок робот и автомат, и какую из них выбрать в зависимости от собственных предпочтений.

Как отличить автомат от робота визуально

Опытные автовладельцы и механики хорошо знают, как отличить коробку автомат от робота визуально.

Эксперты говорят, что определить внешне какой тип КПП у автомобиля поможет рычаг селектора. Если взглянуть на автоматическую коробку, то можно увидеть следующие положения кулисы:

  • «P» – парковка;
  • «N» – нейтральная;
  • «R» – задняя;
  • «D» – движение вперед.

Наличие остальных положений зависит от модели автомата.

Если же взглянуть на роботизированную трансмиссию, то автовладелец увидит:

  • «N» – нейтральная;
  • «R» – задняя;
  • «D» – движение вперед.

Чем отличается робот от АКПП более подробно в следующих блоках.

Наш вердикт

Несмотря на то что у каждого типа коробки имеются свои заложенные на конструктивном уровне особенности, преимущества и недостатки, оценивать огульно “скорострельность”, комфорт или надежность той или иной модели “автомата”, “робота” или вариатора неверно, тем более что потребительские качества коробок постепенно сближаются.

Статья в тему:  Что делать если не работает стеклоподъемник

Расклад по части надежности мы тоже озвучили: проблемы на конструктивном уровне имеются у любого типа, к этому добавляются индивидуальные “болячки” конкретных моделей, но в немалой степени на “здоровье” коробки влияет стиль езды, своевременность и качество обслуживания. И это стоит помнить как покупателям “бэушки”, так и тем, кто выбирает новый автомобиль.

Более 80 тысяч объявлений о продаже запчастей в базе Автобизнеса

Сравнение двух КПП: чем отличается робот от автомата

По мнению опытных водителей, по надёжности и предсказуемости поведения в тяжёлых дорожных условиях обе КПП уступают механике. Хотя АКПП более предсказуема, в отличие от робота.

  • АКПП не имеет ничего общего с МКПП, поэтому их устройство и принцип работы принципиально разные. РКПП отличается от механики только наличием электронного блока управления. Основной принцип работы этого вида коробки аналогичен механике.
  • АКПП – полностью управляется автоматикой. РКПП имеет два режима: автоматический и полуавтоматический. Управление сцеплением со стороны водителя полностью исключено. В автоматическом режиме электронный блок реализует заранее заложенные в программу алгоритмы работы трансмиссии. Полуавтоматический режим управляет переходами скоростей с помощью селектора.
  • Одна из особенностей работы коробки-робота – нестабильная трансмиссия. Даже в одинаковых моделях авто КПП работает по-разному. Под такую коробку водителю нужно подстраиваться, и даже при умелой езде во время переключения скоростей ощущаются точки и рывки.

Это интересно! Большинство современных автопроизводителей активно отказываются от роботизированных коробок на своих моделях, оснащая их классическим автоматом с гидротрансформатором.

Самыми популярными у россиян автомобилями с АКПП являются: Kia Rio, Hyundai Solaris, Toyota RAV4, Toyota Camry и Volkswagen Polo

Статья в тему:  Лада калина загорается восклицательный знак

И вариатор, и робот активно используются в управлении автомобилем. Но коробки робот и вариатор значительно отличаются друг от друга. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.

Основные отличия вариатора от робота состоят в том, что:

  • для вариатора свойственны плавность движения, чего не хватает роботу,
  • вариатору характерно быстрое переключение передач,
  • экономное использование топлива, чем отличается робот от вариатора,
  • если сравнивать с вариаторами робот, то вариаторы более надежны, практически исключаются ситуации с «заклиниванием» при переключении передач,
  • стоимость КПП вариатора будет гораздо выше, да и в обслуживании она не из дешевых.

Недостатки и особенности робота

Начнем с конструктивных особенностей «робота», который по сути является механической коробкой передач, но без третьей педали. За выжим сцепления в такой КП отвечает электропривод (актуатор).

В отличие от автоматической коробки с гидротрансформатором, конструкция роботизированной «механики» значительно проще, поэтому и дешевле в производстве. Последнее преимущество сыграло главную роль в быстром появлении «роботов» на многих недорогих моделях.

Но как оказалось, производители немного поспешили с массовым запуском такой трансмиссии на рынок. Все дело в том, что большинство «роботов», особенно при активной езде, не обеспечивали плавного переключения передач, раздражая водителей рывками и задержками при смене ступеней, а также откатом при старте на подъеме. Кроме того, роботизированные КП не могли похвастаться высокой надежностью.

Статья в тему:  Как сделать схождение колес самому

Роботизированная коробка передач с двойным сцеплением

Улучшить плавность «роботов» взялся концерн Volkswagen, внедрив на своих моделях в середине 2000-х годов преселективный «робот» с двумя сцеплениями (DSG). В таких трансмиссиях четные и нечетные передачи, расположены на отдельных валах, оснащенных индивидуальными сцеплениями.

Новый тип КП хоть и стал совсем недешевым в производстве, но избавился от медлительности первых «роботов» и даже смог обеспечить автомобилю динамику разгона лучше, чем у версий с обычной «механикой». В дальнейшем многие ведущие автопроизводители также начали переходить на подобные “автоматы”, заказывая их у ведущих производителей трансмиссий.

Впрочем, в некоторых случаях остались вопросы к надежности отдельных КП данного типа. Но в сравнении с прежним «роботом» плавность и скорость переключений выросла просто несравнимо.

В подтверждение этого превосходства отметим, что в настоящий момент большинство брендов уже отказались от применения «роботов» на базе классических механических КП и в ближайшем будущем такая трансмиссия может уйти в историю.

Помимо «скорострельности», современные роботизированные КП превосходят классические «автоматы» и по экономичности. «Роботы» вполне способны помогать двигателю расходовать топливо на уровне версий с «механикой».

Преимущества и недостатки каждого вида КПП

Теперь, когда каждый читатель понял, чем отличается коробка передач робот от привычного всем автомата, обязательно «пробежимся» по достоинствам и недостаткам каждого вида КПП. Для начала рассмотрим достоинства АКПП:

  • Наиболее простое управление, ибо работа такой коробки полностью автоматизирована;
  • Плавная работа, которая отражается на комфортабельности движения и разгона в лучшую сторону;
  • Неплохой ресурс работы;
  • Относительная надёжность.
Статья в тему:  Дмрв ителма 1118 1130010 аналог

Недостатки же у автомата следующие:

  • Низкий КПД в плане работы мотора;
  • Большой расход топлива;
  • Дорогостоящий ремонт и такое же обслуживание;
  • Высокая стоимость агрегата.

Роботизированная коробка передач имеет некоторые отличия от автоматической, что ярко прослеживается в её преимуществах:

  • Упрощённая конструкция, что увеличивает ресурс работы узла и повышает его надёжность (актуально для качественных РКПП, так как низкокачественные коробки подобного типа заметно слабее автомата в плане надёжности);
  • Более дешёвые обслуживание и ремонт, а также меньшая стоимость агрегата;
  • Меньший расход топлива;
  • Увеличенный КПД в плане отдачи от работающего двигателя.

Что касается недостатков, тот тут также автомат отличается от роботизированной КПП. Типовой робот имеет следующие минусы:

  • Медленная работа, по сравнению с АКПП;
  • Наличие рывков при старте и переключения передач (этот и пункт выше актуальны для типовых роботов с одним сцеплением, более совершенные устройства данными минусами не обладают);
  • Более сложное управление коробкой;
  • Непредсказуемость в плане того, как начнёт работать роботизированная коробка передач при движении по «сложной» дороге.

В целом, отличия автомата от робота более-менее существенны и особых удивлений не вызывают. Что преимущества, что недостатки каждого вида КПП вполне можно было спрогнозировать, детально проанализировав их устройство и принципы работы.

Преимущества и недостатки трансмиссий

Чтобы окончательно сделать выводы о том, что лучше: робот или автомат, стоит проанализировать положительные и отрицательные стороны каждой из трансмиссий.

Статья в тему:  Поменял подушки двигателя вибрация по кузову

Плюсы и минусы АКПП

Сравнительная характеристика преимуществ и недостатков автоматики представлена далее.

Плюсы и минусы РКПП

На очереди анализ преимуществ и недостатков роботизированных трансмиссий.

Различия между коробкой «робот» и «автомат»

В какой-то мере эти механизмы одинаковы. Обе коробки переключения передач (сокращенно — КПП) позволяют водителю не заниматься выбором режимов в процессе движения, не отвлекаться на выполнение обязательного действия, экономящего ресурс двигателя. Правда, между ними есть ряд отличий.

Визуальное

Внешне и «робот», и «автомат» похожи на механическую КПП. Первое, что бросается в глаза, — это рычаг управления, то есть селектор. Длинная рукоятка с удобной насадкой установлена на панели с символами, отвечающими за выбор режимов передач.

Разница между этими двумя коробками, на первый взгляд, незаметна. Однако «автомат» имеет такую шкалу: Р (парковка), R (задний ход), N (нейтральный), D (движение вперед), L (экстренное торможение двигателем). Некоторые автокоробки укомплектованы опцией «Типтроник» (ручной выбор передач). Стандартные режимы «робота»: R (назад), N (нейтральный), A (автоматический), M (ручной), + (на повышение), — (на понижение).

Важно! Современные модели КПП обязательно имеют ручной режим. Он незаменим в случае торможения двигателем и при движении на гору с «нагрузкой».

Конструкционные особенности роботизированной коробки передач и АКПП

Существует три основных типа «автомата»: гидромеханическая «классика», «вариатор» и «робот». Каждая модель имеет свою конструкцию, позволяющую выполнять автоматическое переключение передач во время движения без вмешательства водителя. Правда, в момент старта придется установить селектор в нужный режим.

Гидромеханическая АКПП — сложный агрегат, состоящий из большого количества элементов (планетарный редуктор, гидротрансформатор (ГДТ), масляный насос, электрогидравлическая система управления). Каждая деталь выполняет свою функцию.

Гидротрансформатор — устройство, преобразующее и передающее крутящий момент от ДВС (двигателя внутреннего сгорания) на ведомые валы КПП. ГДТ играет роль сцепления, хотя в процессе переключения передач не участвует. Гидротрансформатор только «гасит» вибрацию и отвечает за плавные переходы с одной ступени на другую. Управляет работой автоматической КПП электрогидравлическая система (переключение передач и блокировка ГДТ выполняется с помощью гидравлики, а потоки рабочей жидкости регулируются электроникой (датчиками)).

Статья в тему:  Лада веста св кросс 2018 белая

«Робот» — более усовершенствованная разновидность КПП. Такая коробка оснащена электронным блоком (процессором). Вместо ножного привода сцепления установлен электропривод. Выбором режимов передач и активацией сцепления занимается электронный блок. Самой лучшей роботизированной моделью считается DSG с двумя сцеплениями.

Конструктивные элементы «робота»:

  • механическая КПП;
  • электронный блок управления (бортовой компьютер);
  • сцепление фрикционного типа (трансмиссия с одним или двумя сцеплениями);
  • система управления сцеплением и переключением передач (с электрическим приводом).

Важно! В автомобилях с «роботом» и «автоматом» всего две педали — тормоз и газ, а педаль сцепления такая, как на «механике», — отсутствует.

Сфера применения

«Автомат» устанавливают на машине с бензиновым или дизельным двигателем. Автоматическую КПП можно встретить как на бюджетных 4-ступенчатых моделях, так и на дорогих 10-ступенчатых внедорожниках. Такая коробка распространена на многих старых и новых авто, автобусах, грузовиках.

Принцип работы

Когда водитель заводит авто с автоматической КПП, коленвал двигателя начинает вращаться. От этого вращающегося механизма приводится в действие масляный насос, а от уже него — запускаются детали гидротрансформатора. Далее в работу включается электрогидравлическая система управления и, в зависимости от конкретного состояния автомобиля, активизируется нужный режим передачи. Водитель в это время только крутит руль и нажимает на педали.

При езде на «автомате» переключение передач выполняется автоматически и зависит от оборотов двигателя. Водителю не нужно следить за скоростью и заниматься выбором режимов. Всеми этими функциями управляет автоматическая трансмиссия.

Статья в тему:  На какую машину похожа лада веста

Электронная система управления диагностирует состояние, выбирает и переключает передачи во время движения с учетом скорости авто, нагрузки на двигатель, положения педали газа и других параметров. Для переключения режимов на автоматической КПП используется гидравлика.

Похожий принцип работы и у «робота». Роботизированная КПП является обычной «механикой», где переключение передач и выжим сцепления выполняется автоматически (без вмешательства водителя) и управляется ЭБУ. Компьютеризированная система взаимодействует с механическими деталями. В автоматически управляемой коробке «робота» выбором режима, подходящего к конкретным условиям, занимается электроника.

Надежность и срок службы

Рабочее состояние машины и установленной в ней КПП зависит от огромного количества факторов. Если ездить по хорошей дороге, редко подниматься на возвышенность, постоянно двигаться на одной и той же скорости, не попадать в пробки, то при таких условиях «робот» прослужит без ремонта более 10 лет.

Однако на плохих трассах роботизированная коробка быстро выйдет из строя. «Роботы» мало приспособлены к езде с частым изменением скорости, не любят высоких подъемов и медленного движения, а еще они очень требовательны к идеальному состоянию электроники.

«Автоматы» более надежны, они выдерживают плохие дорожные условия, отлично работают на некачественных дорогах, хорошо реагируют на пробки, не перегреваются при подъеме на гору. Служат автоматические коробки более 15 лет.

Обслуживание

При выходе из строя «автомата» любая СТО возьмется за ее ремонт. Все поломанные детали коробки удастся заменить новыми оригинальными или универсальными запчастями. Стоимость обслуживания зависит от модели авто и расценок СТО. С ремонтом «роботов» могут возникнуть трудности. Не каждая СТО возьмется отремонтировать роботизированную КПП. Ремонтом «роботов» занимаются не просто автослесари, а мастера, разбирающиеся в электронике.

Статья в тему:  Где на лягушке плюс а где минус

Основные поломки

У «автомата» могут выйти из строя детали электронной части, а также механической или гидравлической системы. Иногда перестают работать датчики. Нередко происходит обрыв электропроводки. Часто приходится заменять изношенные шестерни, валы, фрикционные элементы. Масляный насос выходит из строя реже, чаще — засоряются масляные каналы. Редко происходит поломка гидротрансформатора.

Неисправности

Неисправности коробки – робот бывают механическими или электрическими. Основные признаки поломки трансмиссии:

  • Машина не едет при любом или некоторых положениях селектора КПП;
  • Передачи не переключаются или переключаются не вовремя;
  • На приборной панели горит Check Engine;
  • Усиление рывков и толчков при движении;
  • Появление неприятных звуков при езде;
  • Движение с пробуксовкой;
  • Течь трансмиссионного масла.

Некоторые из этих симптомов не всегда связаны с поломкой АМТ. Поэтому при их возникновении следует обратиться в автосервис для диагностики автомобиля. Это поможет быстро установить причину и, возможно, избежать слишком дорогого ремонта. Отремонтировать узел без знаний и оснащения невозможно.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: